МЕРОПРИЯТИЯ БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ
НОВЫЕ СТАТЬИ
11.09.2014
Учителя предлагают изменить систему оценок
На сегодняшний день в российских школах поменялось практически все – от учебных предметов до вида проверочных работ. Осталась неизменной лишь пятибалльная система оценок.
28.08.2014
Не становитесь какими-то мерзкими
Концепция новой реформы математического образования предлагает вместо решения психологических и мотивационных проблем изучения математики разделить детей на умных и не очень.
29.07.2014
Позовите инженера
Впервые за последние годы заметно вырос конкурс на инженерные специальности. Прежде всего на те, по которым готовят кадры для авиационной, атомной промышленности, строительства и оборонных предприятий.
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ


Фамилия:*
Имя:*
Е-mail:*

Деепричастие

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

- неизменяемая форма глагола, которая совмещает в себе признаки и свойства глагола и наречия: рисовать - рисуя, написать - написав.

Правильно:

Деепричастие образуется от глаголов несовершенного вида с помощью суффикса -а(-я): играть - играя, лежать - лежа; от глаголов совершенного вида с помощью суффикса -в(-вши): проиграть - проиграв, оглянуться - оглянувшись. Некоторые глаголы в русском языке (глаголы несовершенного вида) не имеют деепричастий, которые соответствуют литературной норме: мокнуть (нет деепричастия мокня), печь (нет деепричастия пекя или печа), пить (нет деепричастия пия), ждать (нет деепричастия ждя). У некоторых глаголов (несовершенного вида) деепричастие образуется с трудом (см. Несвободные формы): вязать - вяжа, пахать - паша.

В русском языке есть глаголы с вариантными формами деепричастия (глаголы совершенного вида). Основные случаи образования вариантных форм деепричастия:

1) невозвратные глаголы (без суффикса -ся) совершенного вида имеют деепричастие с суффиксом -в и с суффиксом -вши: прочитать - прочитав и прочитавши, написать - написав и написавши; вариант с суффиксом -вши имеет здесь сниженную стилистическую окраску;

2) глаголы на -ить и глаголы, образованные от слов видеть, слышать с помощью приставки, имеют варианты с суффиксом -в и с суффиксом -а(-я): кормить - кормив и кормя, увидеть - увидев и увидя; вариант с суффиксом -а(-я) используется обычно в художественной речи, при этом больше в стихах, чем в прозе, а некоторые из таких форм входят во фразеологизмы (см. Фразеологизмы): очертя голову, положа руку на сердце, скрепя сердце, спустя рукава.

Деепричастия имеют не абсолютное, а относительное время, т.е. обозначают время не по отношению к моменту речи, а по отношению к моменту совершения другого действия, выраженного глаголом-сказуемым:

1) одновременное действие: идет вперед, оглядываясь;

2) предшествующее действие: написав, он отложил;

3) последующее действие: вышел из комнаты, резко закрыв дверь.

Деепричастия несовершенного вида обозначают одновременное действие, а деепричастия совершенного вида - либо предшествующее, либо последующее действие. Если деепричастие называет предшествующее действие, в предложении оно стоит до сказуемого, если последующее - после сказуемого. Если деепричастие называет одновременное действие, оно может стоять и до, и после сказуемого.

Деепричастие обозначает действие, относящееся к подлежащему данного предложения; иначе говоря, действие, названное деепричастием, и действие, названное глаголом-сказуемым, должно совершать одно и то же лицо. Деепричастие может не обозначать действие подлежащего, если:

1) относится к инфинитиву, причастию или деепричастию, указывающему на действие, субъект которого не совпадает с субъектом действия, выраженного сказуемым: ему предложили закончить этот проект, не привлекая никого со стороны: "закончить" и "не привлекая" - это действия одного лица, а "предложили" - это действие другого лица;

2) употреблено в безличном предложении при инфинитиве: начиная это дело, приходится рассчитывать только на себя.

В предложении может быть как одиночное деепричастие, так и деепричастие с зависимыми словами - деепричастный оборот, который состоит из деепричастия и зависимых от него слов.

Несомненное преимущество деепричастия (деепричастного оборота), если сравнивать его с аналогичным по смыслу придаточным предложением, заключается в краткости, динамичности деепричастия, а также в том, что эта форма позволяет нам в рассказе о каком-то событии показать основные и неосновные действия: "И тетя, пересиливая дремоту, отмахиваясь от мух, в темноте лезших в глаза, вставала, шарила по лавкам, хлопала дверью - и, выйдя на порог, наугад запускала вверх, в звездное небо, скалку. Филин, с шорохом, задевая крыльями солому, срывался с крыши - и низко падал куда-то в темноту. Он почти касался земли, плавно доносился до риги и, взмыв, садился на ее хребет."(И.А.Бунин). Однако деепричастия и деепричастные обороты являются в основном принадлежностью книжной речи, поэтому лучше от них отказаться, если мы передаем в изложении или сочинении прямую речь персонажа. Не стоит часто использовать деепричастия и в публичном выступлении.

Неправильно:

Основные ошибки при использовании деепричастия:

1) неправильное образование формы деепричастия: "Лидировав на протяжении всего сезона, команда все же уступила первенство."(соч.) - от глагола несовершенного вида лидировать правильная форма лидируя; "Сколько угодно можно называть это цинизмом, но даже Спиноза занимался обработкой линз, чтобы иметь возможность писать то, что он писал. Ничем не хуже этого, если критически мыслящий политический философ будет гранить свои линзы, "вмонтируя" какого-либо политика - в рамках моральной допустимости, конечно."(газ.) - от глагола совершенного вида вмонтировать правильно образованное деепричастие вмонтировав;

2) неправильное употребление деепричастия: "Прочитав, к примеру, о тяжелых последствиях курения, он воспринимал это с полной серьезностью и никогда не пробовал курить."(газ.). Одно действие здесь законченное - прочитав, а второе - воспринимал - длительное, и получается, что человек один раз прочитал нечто, а затем несколько раз прочитанное воспринимал, чего никак быть не может. "Такие знатоки нередко высказывают "свое собственное мнение", даже не видя кинокартины, не прочитав книги."(соч.). Оба деепричастия в этом предложении образованы правильно, однако в пределах одного смыслового целого они не согласуются, потому что одно из них несовершенного, а другое - совершенного вида; необходимо заменить одно из деепричастий: "Такие знатоки нередко высказывают "свое собственное мнение", даже не видя кинокартины, не читая книги." "Весь день ты проводишь как бы на Луне, а вечером, возвращаясь домой, идешь выносить мусор."(соч.) - деепричастие несовершенного вида обозначает действие, одновременное с другим действием, названным глаголом-сказуемым, однако по смыслу два этих действия не могут быть одновременными, поэтому в предложении должно быть деепричастие совершенного вида возвратившись.

Очень часто встречается такое неправильное введение деепричастия (деепричастного оборота) во фразу, когда деепричастие и глагол-сказуемое называют действия, которые совершаются разными лицами: "Основываясь на ощущениях, формируются более сложные образы - восприятия - отражение предметов в целом, правда, только с внешней их стороны."(соч.); "Стилистика "Сударя" предполагает разговор доброжелательный и спокойный, предпочитая его острой полемике, которая характерна для большинства теледиалогов."(газ.); "Приходит весна, и жутко становится, сердце замирает, глядя на эти загаженные и заброшенные дворы."(соч.); ""Риторика" Феофана Прокоповича излагается, делясь на две части - общую и прикладную."(соч.); "Осознавая, что твой век в этом мире невелик, меняется само отношение ко многим вещам."(соч.); "Процесс завершился несколько дней назад, он длился 7 недель, работая почти каждый день."(газ.);

3) стилистический "сбой" - когда деепричастие не соответствует контексту по своей стилистической окраске (см. Окраска): "Нарушивши правила, водитель попытался скрыться."- в этом деловом тексте неуместно деепричастие нарушивши, так как эта форма имеет сниженную стилистическую окраску, здесь нужна форма нарушив.

НА ЗАМЕТКУ
ОПРОС

Какой предмет вас устроил бы в качестве третьего обязательного ЕГЭ (ГИА)?

Английский язык

Литература

Физика

Обществознание

Все вышеперечисленные

Хватит и уже имеющихся

СЛАЙДЫ

Как выглядят факультеты СПбГУ