Русский язык

Русский язык

А16

ЗАДАНИЕ

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

Цитата: 
А. претерп..вать
Б. привередл..вый
В. алюмини..вый
Г. успока..ваться
1) А, Б, Г
2) А, Б, В
3) В, Г
4) А, В

РЕШЕНИЕ

Претерп...вать – глагол несовершенного вида (что делать?). Несовершенный вид глаголов, корень которых оканчивается на гласный, образуется с помощью суффикса -ва. Для выбора гласного нужно выяснить, к какому спряжению относится глагол. Претерпеть – глагол на -еть (в группу исключений не входит), значит, это глагол первого спряжения. Пишется: претерпЕвать. Привередл...вый – прилагательное с суффиксом -лив- (суффикс -л...в- всегда пишется с буквой «и»). Значит, привередлИвый. Алюмини...вый – прилагательное. В прилагательных суффикс -ив- пишется под ударением, а -ев- без ударения (искл.: милостивый, юродивый). Суффикс в данном случае безударный, следовательно, алюминиЕвый. Успока...ваться – глагол несовершенного вида (что делать?). Главным способом образования глаголов несовершенного вида от соответственных глаголов вида совершенного является суффикс -ыва- или -ива- (прочитать – прочитывать, смазать – смазывать, подписать – подписывать, всходить – всхаживать, подпрыгнуть – подпрыгивать). Следовательно, успокаИваться.

Ответ: 4.

А9

ЗАДАНИЕ

Укажите верную характеристику предложения:
Под смысловым свертыванием, или компрессией, понимается операция, приводящая к сокращению текста без потери важной, актуальной информации.

Цитата: 
1) сложное бессоюзное; 
2) сложносочиненное; 
3) сложноподчиненное; 
4) простое осложненное.

РЕШЕНИЕ

Данное предложение является простым осложненным, т.к. грамматическая основа – «понимается».

Ответ: 4.

 

А8

ЗАДАНИЕ

Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?

Цитата:  (1)... (2)Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат. (3)Их следует отобрать в соответствии с темой реферата и сгруппировать вокруг развивающих ее нескольких больших подтем. (4)При этом важно точно и лаконично изложить содержание отобранных фрагментов, провести их смысловое свертывание. (5)Под смысловым свертыванием, или компрессией, понимается операция, приводящая к сокращению текста без потери важной, актуальной информации. (6)... компрессия, предусматривающая исключение из текста избыточной, второстепенной информации, является одним из ведущих приемов при написании реферата. 
1) понимается (предложение 5)
2) фрагменты должны войти (предложение 2)
3) их следует отобрать (и) сгруппировать (предложение 3)
4) исключение является (предложение 6)

РЕШЕНИЕ

Грамматическая основа – это сочетание, образуемое главными членами, или единственный главный член предложения. В ней (грамматической основе), как правило, содержится вся суть предложения. Таким образом, верный ответ – 2.

Ответ: 2.

 

А6

ЗАДАНИЕ

Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

Цитата:  (1)... (2)Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат. (3)Их следует отобрать в соответствии с темой реферата и сгруппировать вокруг развивающих ее нескольких больших подтем. (4)При этом важно точно и лаконично изложить содержание отобранных фрагментов, провести их смысловое свертывание. (5)Под смысловым свертыванием, или компрессией, понимается операция, приводящая к сокращению текста без потери важной, актуальной информации. (6)... компрессия, предусматривающая исключение из текста избыточной, второстепенной информации, является одним из ведущих приемов при написании реферата.
1) Фрагменты, содержащие второстепенную информацию, не должны перегружать текст реферата.
2) Выделение в текстах ключевых фрагментов является основой для написания реферата.
3) Часто при работе с текстом приходится удалять или заменять не отдельные предложения, а целые фрагменты текста.
4) Различные главы реферата несут различный объем информации.

РЕШЕНИЕ

Очевидно, что первым должно быть предложение под цифрой 2.

Ответ: 2.

 

А1

ЗАДАНИЕ

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Цитата: 
1) красИвее
2) Агент
3) нАчав
4) тортЫ

РЕШЕНИЕ

Это задание более чем простое, достаточно выучить орфоэпический минимум.
Правильно будет:
1) красИвее
2) агЕнт
3) начАв
4) тОрты

Ответ: 1.

 

А30

ЗАДАНИЕ

 

Укажите слово, которое использовано в тексте в переносном значении.

Цитата: (1)На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он? (6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей. (7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России... (12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих... (15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы. (18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видения прошлого.
(По В. Ганичеву)


1) потёртые (предложение 2)
2) душно (предложение 3)
3) блестящие (предложение 10)
4) гавани (предложение 17)

РЕШЕНИЕ

Потертые (эполеты). Сочетаемость со словом эполеты указывает на то, что слово потертый употреблено в своем прямом значении (поношенный, со следами долгого употребления). Душно (ему было душно) жарко, не хватало воздуха (прямое значение). Блестящие (победы). Прямое значение слова блестящий связано с глаголом блестеть (то, что блестит). Сочетание с существительным победа указывает на то, что причастие блестящий употреблено в переносном значении (великолепный, превосходный, замечательный). Гавани. На прямое значение указывает то, что существительное стоит в одном ряду со словами рейды, бухты и т.д.

Ответ: 3.

 

В5

ЗАДАНИЕ

 

Среди предложений 13–19 найдите предложения с обособленным распространенным определением. Напишите номера этих предложений.

Цитата: (13)«Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моем сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, – писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению... о сложении с меня звания почетного академика». (14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание. (15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (17)Оно не подтверждено никаким документом, справкой. (18)Просто слово. (19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека.

РЕШЕНИЕ

(14)...обстоятельства (какие?), ВРОДЕ НЕЗАВИСИМЫЕ ОТ ЧЕХОВА, ... (16)...как слово (какое?), ДАННОЕ ЧЕЛОВЕКОМ. Распространенные определения стоят после определяемого слова и обособляются запятыми.

Ответ: 14, 16.

 

В2

ЗАДАНИЕ

 

Найти страдательное причастие в предложениях:

Цитата: Звуки того дня перемешивались в нем, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. Он вспоминал о дальних походах и сражениях. Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далеким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы. Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видения прошлого.

РЕШЕНИЕ

Рассмотрим правила образования страдательных причастий:
- страдательные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов -ем-, -ом- (от глаголов I спряжения) и -им- (от глаголов II спряжения): читают – читаемый, ведут  ведомый, любят  любимый;
- страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -нн-, -енн-, -т-: прочитать – прочитанный, построить  построенный, открыть  открытый. Помните, что страдательные причастия образуются только от переходных глаголов (тех, которые употребляются с существительными в вин. п.). Открыты (что?) глаза.

Ответ: Открыты.

 

B4

ЗАДАНИЕ

 

Среди предложений 2–7 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.

Цитата: (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потертые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстегнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чем думал он? (6)До недавнего времени он еще знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей. (7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нем постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ.

РЕШЕНИЕ

Для решения этого задания нам потребуются следующие знания: Односоставные предложения – предложения с одним главным членом только сказуемым или только подлежащим: Тишина. Светает. На улице никого нет. В односоставном предложении только один главный член, и его нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым. Это главный член предложения. Безличные предложения – это односоставные предложения, в которых говорится о действии или состоянии, возникающем и существующем независимо от производителя действия или носителя состояния.

Ответ: 3 (Ему было душно...).

 

B3

ЗАДАНИЕ

 

Выписать подчинительное словосочетание со связью «согласование» из предложения ниже.

Цитата: Звуки того дня перемешивались в нем, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться.

РЕШЕНИЕ

«Того дня» – верный ответ, так как указательное местоимение «тот» и существительное «день» согласуются в роде и падеже.

Ответ: Того дня.

 

B1

ЗАДАНИЕ

Из предложения, указанного ниже, выписать слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом.

Цитата: Глаза же его были открыты, однако взор бродил где-то по далеким бухтам, рейдам и гаваням, натыкаясь на прибрежные рифы и крепостные стены.

РЕШЕНИЕ

Схема решения заданий данного типа:

1) Найти все слова в предложении, у которых есть приставка и суффикс;

2) Среди этих слов выбрать такое, у которого ближайшее по значению не имеет приставки и суффикса;

3) Для проверки можно попробовать составить слово с тем же суффиксом, но без приставки и с той же приставкой, но без суффикса (в данном случае, невозможно составить слово ни без приставки при-, но с суффиксом -н, ни с приставкой при-, но без суффикса -н).

Ответ: Правильным ответом является слово прибрежные. Оно означает «находящиеся возле берега».

 

А26

ВОПРОС

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) «Идиот» – роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере, а удивительное владение сюжетом достигает подлинного расцвета.

2) Многим обязанный участию Крамского, Шишкин назвал его художником, который оказал на него благотворное влияние.

3) Неоднозначность работ Сальвадора Дали будоражила воображение зрителей, которые привыкли к миру спокойных пейзажей и портретов.

4) Девятая симфония Бетховена служила образцом для художников эпохи романтизма, которые были увлечены утопией синтетического искусства.

РЕШЕНИЕ

В первом предложении союзное слово КОТОРЫЙ употреблено с предлогом в, поэтому придаточную часть этого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Правильный ответ: 1.

 

А22

ВОПРОС

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Индивидуальность писателя проявляется в предпочтении того или иного цветового эпитета.

2) Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.

3) А. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

4) Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.

РЕШЕНИЕ

Задания А во всех вариантах ЕГЭ проверяют умения расставлять знаки препинания в простом осложненном однородными членами предложении. Разберем каждое предложение по отдельности.

В первом предложении употреблен оборот «тот или иной», состоящий из указательного (тот) и определительного (иной) местоимений. Запятая

здесь не нужна.

Во втором предложении встречается повторяющийся союз то...то, который связывает однородные обстоятельства. Перед второй частью повторяющегося союза нужно поставить запятую: Лес шумел то убаюкивающе и певуче, то порывисто и тревожно.

В третьем предложении употреблена конструкция как ... так, запятая ставится перед вторым элементом (как ..., так). Следует отметить, что, если после оборота «как ..., так» предложение не заканчивается, после конструкции нужно также поставить запятую: А. Грин мог подробно описать как изгиб реки, так и расположение домов, как вековые леса, так и уютные приморские города.

В четвертом предложении употреблен повторяющийся союз И. Если союз И стоит перед каждым однородным членом, то запятые нужно ставить, начиная со второго союза: Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом, и в портретном, и в пейзажном жанрах.

Правильный ответ: 2.

 

А21

ВОПРОС

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия – это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое.

1) 1, 2

2) 1, 3

3) 3, 4

4) 1, 2, 3, 4

ОТВЕТ

«Как известно», «можно сказать» – это вводные конструкции, которые на письме всегда выделяются запятыми.

Правильный ответ: 4.

 

А20

ВОПРОС

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.

1) 1

2) 2, 4

3) 1, 3

4) 1, 4

ОТВЕТ

Прежде чем расставить знаки препинания, нужно сделать синтаксический разбор предложения. Сначала найдем главные члены предложения, а затем второстепенные.

Грамматическая основа: «обозначила этап» – сказуемое (составное именное), «эпоха» – подлежащее. Второстепенные члены предложения: (обозначила этап какой?) «новый» – определение, (этап в чем?) «в развитии» – дополнение, (в развитии чего?) «науки и техники» – однородные дополнения, (эпоха какая?) «начавшаяся после открытий Галилео Галилея и завершившаяся работами Исаака Ньютона» – два однородных определения, выраженных причастными оборотами, соединенными союзом И. Как уже было отмечено в предыдущем задании, если союз И соединяет два однородных члена, запятая перед союзом не ставится, т.е. на месте цифры 3 запятая не нужна.

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется с двух сторон запятыми. В приведенном предложении определяемое слово (эпоха) находится перед причастными оборотами (начавшаяся после открытий Галилео Галилея и завершившаяся работами Исаака Ньютона), следовательно, мы должны выделить причастный оборот запятыми (на месте цифр 1 и 4).

Правильный ответ: 4.

 

А19

ВОПРОС

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания ( ) и его реализация в художественном образе.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

 

ОТВЕТ

Прежде чем расставить знаки препинания, нужно найти грамматическую основу предложения и решить, что соединяет союз И. Сказуемое (составное именное) – «значение имеют» (что делает?), подлежащие – «опыт созерцания» (что?) И «его реализация» (что?). Таким образом, в данном предложении при одном сказуемом находятся два однородных подлежащих, которые соединены союзом И. Если союз И соединяет два однородных члена, запятая перед союзом не ставится.

Правильный ответ: 3.

 

А25

ВОПРОС

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.

1) 1, 3, 4
2) 1, 4
3) 2, 3
4) 1, 2, 3

ОТВЕТ

Это предложение сложное. Первую запятую нужно поставить перед союзом И, так как он соединяет два самостоятельных предложения: По ночам к реке подвозили лес, и все восемь рот настилали доски на обломки мостов. Вторая часть – это сложноподчиненное предложение: ... когда белый туман закутывал берега (придаточная часть), все восемь рот настилали доски на обломки мостов (главное предложение). Мы поставили две запятые: перед сочинительным союзом И, которые соединяет два предложения, и перед подчинительным союзом КОГДА, который соединяет главную и придаточную часть.
Теперь нужно решить, нужна запятая на стыке союзов или нет. При «встрече» соединительного союза И и подчинительного союза запятая ставится, если после придаточной части не следует ТО. Как в нашем случае: По ночам к реке подвозили лес, и, когда белый туман закутывал берега, все восемь рот настилали доски на обломки мостов. 
Схема: [...подвозили (один главный член)...], и, (...когда туман (подлежащее) закутывал (сказуемое)...) , [...восемь рот (подлежащее) настилали (сказуемое)...].

Правильный ответ: 4.

 

А24

ВОПРОС

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памятник (1) князю Владимиру (2) во времена княжения (3) которого (4) состоялось крещение Руси.
1) 1, 2
2) 2
3) 3, 4
4) 1, 2, 3, 4

ОТВЕТ

Это сложноподчиненное предложение. Нужно поставить запятую, отделив главную часть от придаточной: В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памятник князю Владимиру, во времена княжения которого состоялось крещение Руси.
Схема: [...памятник (подлежащее) установлен (сказуемое)...], (...крещение Руси (подлежащее) состоялось (сказуемое)...).

Правильный ответ: 2.

 

 

А23

ВОПРОС

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чем говорится во второй части.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части. 

ОТВЕТ

В предложении вместо двоеточия можно поставить причинный союз «так как», следовательно, во втором предложении содержится основание, причина того, о чем говорится в первом предложении.

Правильный ответ: 3.

 

 

А13

ВОПРОС

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 

1) вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный;

2) вл..стелин, пок..рать, осозн..вать;

3) пок..ряющий, укр..титель, разг..раться;

4) упл..тняя (бетон), к..саться, к..мпаньон. 

ОТВЕТ

Для того чтобы выяснить, проверяемая ли гласная пропущена, надо найти проверочное слово:

«Вызволить» этимологически связано со словом вОля.

«Вырастающий» – гласный не проверяется, буква «а» здесь пишется по правилу чередования гласных в корнях -рос-/-раст- (-ращ-):«о» – перед «с», «а» – перед -ст-(щ): поросль, расти, выращенный (искл.: отрасль, ростовщик, росток, Ростов, Ростислав).

Представительный – связано со словом предстАвить.

Властелин – связано со словом влАсть.

Покарать – со словом кАра.

Осознавать – со словом сознАние.

Правильный ответ: 2.

 

 

А7

Прочитайте текст и выполните задания

(1)… (2)Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат. (3)Их следует отобрать в соответствии с темой реферата и сгруппировать вокруг развивающих ее нескольких больших подтем. (4)При этом важно точно и лаконично изложить содержание отобранных фрагментов, провести их смысловое свертывание. (5)Под смысловым свертыванием, или компрессией, понимается операция, приводящая к сокращению текста без потери важной, актуальной информации. (6)… компрессия, предусматривающая исключение из текста избыточной, второстепенной информации, является одним из ведущих приемов при написании реферата. 

Какое из приведенных ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

1) И только;

2) Еще;

3) С другой стороны;

4) Таким образом.

РЕШЕНИЕ

На месте пропуска в шестом предложении должно стоять вводное слово, указывающее на связь мыслей, последовательность изложения, этим вводным словом является «Таким образом». «Таким образом» в нашем случае подытоживает сказанное.

 

 

А27

ВОПРОС

Прочитайте текст. 

Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь - это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Сибирь занимает две пятых пространства Азии, и поэтому в планах экономического развития России этому региону уделяется большое внимание. 

2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых. 

3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства. 

4) В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства. 

ОТВЕТ

Если выделение основной мысли, проблемы текста вызывает у вас большие трудности, воспользуйтесь некоторыми формальными советами. 

Главная мысль, как правило, находится либо в самом начале, либо в конце текста. В начале приведенного ответа автор приводит аргументы к основному тезису, который сосредоточен в последнем предложении (в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание). В предыдущих предложениях называются причины, почему Сибири уделяется большое внимание. 

Правильный ответ – 3.

А12

ВОПРОС

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

В первых картинах И.Н. Никитина есть некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.

1) 1
2) 2
3) 1, 2
4) 1, 2, 3

ОТВЕТ

Решение:
Вопрос о написании Н/НН в разных частях речи является одним из самых сложных в русском языке. Для того чтобы решить, сколько букв «Н» стоит вписать, необходимо выяснить:
1) какая это часть речи;
2) от чего образовано слово.
Упроще...ость – имя существительное, образовано от прилагательного упрощенный. Это бывшее страдательное причастие, которое в свою очередь образовано от глагола упростить с помощью суффикса -енн- (глаголы на -ить всегда образуют прилагательное с помощью суффикса -енн-: пригласить – приглашенный, упустить – упущенный, опустить – опущенный и др.). В существительном, образованном от прилагательного, пишется столько букв «Н», сколько пишется в прилагательном, т.е. упрощенный – упрощенность.
Выхваче...ы отвечает на вопрос «каковы?», т.е. это краткая форма прилагательного или причастия. Полная форма «выхваченный» образовано от глагола выхватить, значит, это причастие (причастие образуется только от глагола, прилагательное – от имени существительного). В кратких формах причастий всегда пишется одна буква «Н» (собранный – собраны, пойманный – пойманы, ограниченный (участок земли) – ограничены), следовательно, «выхвачены» пишется с одной буквой «Н». 

Неопределе...ое (пространство) отвечает на вопрос «какое?». Значит, это либо причастие, либо прилагательное. Неопределе...ое образовано от «определенное», которое, в свою очередь, образовано от глагола «определить». Образования от глаголов на -ить имеют суффикс -енн- с двумя «нн». Это причастие, которое переходит в разряд прилагательных, т.к. здесь уже нет связи с действием (с глаголом «определить»).

Таким образом, правильный ответ – 2.

А5

ВОПРОС

Найдите предложение, содержащее грамматическую ошибку.

1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
3) М. Горький в одной из своих статей указывает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.
4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.

ОТВЕТ

Очевидно, что в первом предложении нарушено управление. Верная форма: Благодаря повышению.

Ответ: 1

А4

ВОПРОС

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Обработав статистические данные,

1) ученые определили, насколько быстро изменяется язык.
2) была выявлена интересная закономерность развития языка.
3) подтвердилась гипотеза о существовании общих для всех языков законов.
4) для лингвистов многое осталось не вполне ясным.

ОТВЕТ

В данном задании ученикам понадобится знание деепричастий. Заметим, что в основном предложении имеется деепричастие – «обработав». Единственный вариант, подходящий по смыслу, – это первый. Легко проверить: Обработав, ученые определили...

Ответ. 1.

А3

ВОПРОС

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) в шкафу;
2) пять полотенец;
3) шестисот семи человек;
4) ихние дела.

ОТВЕТ

При решении такого задания ученикам придется вспомнить правила словообразования. Довольно часто встречающееся в просторечии слово «ИХНИЙ» является неверным. Правильно: «их дела».

Ответ: 4.

А2

ВОПРОС

В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить ЦЕННОСТНЫЙ?

1) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.
2) В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.
3) В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения.
4) В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.

ОТВЕТ

Определим лексические значения слов ЦЕННЫЙ и ЦЕННОСТНЫЙ.

Ценностный – связанный с обозначением стоимости чего-либо в каких-либо ценах.

Ценный – имеющий цену, обладающий стоимостью, выраженной в деньгах. Имеющий высокую стоимость; дорогой. Имеющий объявленную ценность (о посылке, письме и т.п.).

Таким образом, верный ответ – 2, так как ориентиры не могут иметь цену.

А2

ВОПРОС

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) килОметр;
2) кладОвая;
3) отобралА;
4) без инструктажА.

ОТВЕТ

Правильный ответ модно получить либо исключением неправильных вариантов, либо точным уверенным знанием правильного ответа. Ниже приведены все слова с правильным выделением ударного слога:

1) киломЕтр;
2) кладовАя;
3) отобралА;
4) без инструктАжа.

Таким образом, правильный ответ: 3.

А17

ВОПРОС

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) догон..шь, озадач..вший;
2) разбуд..шь, омыва..мый;
3) беспоко..шься, подстрел..нный;
4) шепч..шься, расчист..вший.

ОТВЕТ

Вопрос поставлен таким образом, что на него можно правильно ответить, не зная правописания всех слов. Нужный ответ может быть получен либо при помощи исключения неправильных, либо уверенным знанием, что в какой-то строке в обоих словах пишется буква И. Правильная расстановка букв будет выглядеть следующим образом:

1) догонИшь, озадачИвший;
2) разбудИшь, омываЕмый;
3) беспокоИшься, подстрелЕнный;
4) шепчЕшься, расчистИвший.
Таким образом, правильный ответ: 1.

А3

ВОПРОС

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более пятиста человек;
2) инженеры;
3) наисложнейший;
4) в день именин.

ОТВЕТ
Вариант ответа номер один содержит ошибку в образовании формы слова.

А7

ВОПРОС

Какой ряд состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные в корне можно проверить ударением?

1) опт..мизм, г..рящий, разв..вающийся (флаг);
2) г..ристый (холм), ч..стоплотный, интелл..ктуальный;
3) неприк..сновенный, исс..кать, препод..ватель;
4) посв..тить (фонарем), преод..левающий, водор..сли.

ОТВЕТ

Правильный ответ Б.
Это легко проверить, подобрав проверочные слова ко всем предложенным:
гористый (холм) – гОры;
чистоплотный – чИстка;
интеллектуальный – интеллЕкт.
Возможен и другой подход – в вариантах 1), 2) и 3) есть слова с чередующейся гласной в корне, проверка которой подчиняется другим правилам:
1 – горящий (гар-/гор-);
2 – неприкосновенный (кас-/кос-);
3 – водоросли (рас(т)-/рос(т)-).

А2

ВОПРОС

В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?

1) Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.
2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
3) Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад.
4) ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.

ОТВЕТ

Для того чтобы разобраться, обратимся к толковому словарю и посмотрим значения слов:

ДИПЛОМАТ – официальное лицо государственного органа внешних отношений, уполномоченное правительством осуществлять официальные отношения с иностранными государствами или их представителями, также дипломатом называют человека тактичного и вежливого в общении.

ДИПЛОМАНТ – человек, награжденный дипломом за успешное выступление на конкурсе, соревновании или фестивале за высокое качество экспонатов или иных работ на выставке или ином конкурсном мероприятии.

В первых трех предложениях речь идет о политиках, а в четвертом о призерах конкурса, таким образом, правильный ответ – 4.

А14

ВОПРОС

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр..мудрый, пр..одолеть, пр..града;
2) бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать;
3) о..далённый, на..треснутый, на..пиленный;
4) из..мать, дез..нформация, от..граться.

ОТВЕТ

Для решения этого задания вставим буквы во всех словах и посмотрим:
1) прЕмудрый, прЕодолеть, прЕграда;
2) беЗдарно, беСпристрастный, раСшифровать;
3) оТдаленный, наДтреснутый, наДпиленный;
4) изЫмать, дезИнформация, отЫграться.

Таким образом, получается, что правильный ответ – 1.

А13

ВОПРОС

В каком слове есть суффикс -ЧИК-?
1) шкафчик;
2) мячик;
3) пончик;
4) огурчик.

ОТВЕТ

Если разобрать все слова по составу, то станет ясно, что только в слове шкафчик есть суффикс -ЧИК-, в остальных словах стоит суффикс -ИК-, а корень слов заканчивается на букву Ч. Таким образом, правильный ответ – 1.

Другие записи

08.09.2016. История
История В3 ВОПРОС Установите соответствие между датами и внешнеполитическими событиями. Даты 1) 1922 г.     2) 1924 г.      3) 1934 г.       4) 1939 г. События а) подписание Рапалльского договора с Германией;б)…