Итоговое сочинение

Приближается 7 декабря 2016 года. В этот день большинство одиннадцатиклассников напишут итоговое сочинение. На кону – допуск к ЕГЭ. О чем нужно помнить, чтобы получить зачет, рассказываем в статье.

Цели сочинения

Сочинение было введено для проверки четырех умений:

  • придерживаться выбранной темы при рассуждении;
  • соблюдать культуру речи;
  • аргументировать свои утверждения;
  • ориентироваться в мировой художественной литературе.

Темы сочинений

Ученики увидят конкретные формулировки только 7 декабря. На сочинении необходимо будет выбрать одну из пяти тем. Известно лишь, что они будут соответствовать обобщенным темам:

  1. Разум и чувство;
  2. Честь и бесчестие;
  3. Победа и поражение;
  4. Опыт и ошибки;
  5. Дружба и вражда.

Например, открытая тема «Разум и чувство» соответствует конкретным формулировкам: «Когда “ум с сердцем не в ладу”» или «Почему сложные решения рекомендуют принимать “с холодной головой”?» Какая попадется – неизвестно.

Критерии оценивания

Сочинение не потребует от вас литературоведческого анализа. Сюжеты и образы художественной литературы – это просто иллюстрации для подтверждения вашего мнения по теме.

Количество слов. Сочинение не должно быть меньше 250 слов, иначе поставят незачет. Федеральный институт педагогических измерений рекомендует ориентироваться на 350 слов без учета служебных слов. У вас будет 3 часа 55 минут.

Объем цитирования. Если собственного текста меньше, чем заимствованного, – это незачет. Цитируйте только короткие отрывки. Пространные цитаты заменяйте пересказом. И не забывайте, что сочинение только на одну пятую проверяет ваше знание литературы. Гораздо важнее уместность литературных отсылок.

Аргументация. Нельзя впадать и в другую крайность – городить только свои мысли без аргументации на основе литературных произведений. Как минимум одно литературное творение из школьной программы вы обязаны включить в ваши доводы.

Структура изложения. Пусть ваше сочинение станет путешествием для читателя из пункта А в пункт Б. В начале вы описываете некоторое противоречие или проблему, а в конце предлагаете решение. Это может выглядеть так.

Пункт А: «Бывает, что ум и сердце конфликтуют. Например, Анну Каренину тянет к Вронскому, но безопаснее ей оставаться с мужем».

Пункт Б: «Когда ум и чувства конфликтуют, самое худшее – принять ту или другую сторону».
Из А не следует Б, поэтому мы должны привести и доказать промежуточные тезисы:

  1. Если мы прислушиваемся только к разуму и заглушаем зов сердца, чувство копится в нас и рискует прорваться еще более неприглядным образом. Рассудительный, сдержанный, великодушный Каренин всерьез желает смерти своей жене во время ее тяжелейшей болезни.
  2. Если мы отдаемся чувствам и отгоняем от себя разумные мысли, мы рискуем недооценить масштаб препятствий, о которых эти мысли сообщают. Анна не справляется с нравственным давлением общества, замыкается на Вронском и, теряя в любовнике опору, бросается под поезд.
  3. Конфликт ума и чувства решает длительный внутренний диалог. Левин думал о самоубийстве, многое в жизни его тяготило, но через рефлексию смог прийти к душевной гармонии.

Таким образом, А от Б отделяют три тезиса. Структура готова. Остается только развить каждый элемент.

Грамотность. Незачет грозит тем, кто в ста словах допустит больше пяти грамматических ошибок.

Произведения, которые могут пригодиться для сочинения:

Разум и чувство

  • И.С. Тургенев. «Отцы и дети»; 
  • И.А. Бунин. «Чистый понедельник»; 
  • А.М. Горький. «Старуха Изергиль»; 
  • Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание», «Идиот».

Честь и бесчестие

  • А.С. Пушкин. «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»; 
  • Джек Лондон. «Белый клык»;
  • Л.Н. Толстой. «Война и мир»; 
  • В.В. Быков. «Сотников».

Победа и поражение

  • Э. Хемингуэй. «Старик и море; 
  • Б.Л. Васильев. «В списках не значился»; 
  • Э.М. Ремарк. «На западном фронте без перемен»; 
  • В.П. Астафьев. «Царь-рыба».

Опыт и ошибки

  • Джек Лондон. «Мартин Иден»;
  • А.П. Чехов. «Ионыч»; 
  • М.А. Шолохов. «Тихий Дон»; 
  • Генри Марш. «Не навреди».

Дружба и вражда

  • М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»;
  • Э.М. Ремарк. «Три товарища»;
  • Даниель Дефо. «Робинзон Крузо»;
  • В.А. Каверин. «Два капитана».

Полезные ссылки

Документы предоставлены сайтом fipi.ru

Михаил Красильников Begin Group

Другие записи