Итоговое сочинение: как писать

Чтобы написать хорошее итоговое сочинение 6 декабря, не обязательно исписывать сейчас тонны бумаги и знать все произведения школьной программы.

Из этой статьи вы узнаете, как составлять план сочинения, откуда брать аргументы, каким требованиям нужно соответствовать.

Требования

Какого размера должно быть сочинение?

ФИПИ рекомендует 350 слов – примерно столько помещается на листе A4, если печатать 12 шрифтом Times New Roman. При подсчете учитываются не только основные части речи, но и вспомогательные: предлоги, союзы, частицы, междометия. Минимальный порог – 250 слов: за меньшее количество поставят незачет.

Какого объема цитаты можно брать?

Прямые и косвенные цитаты не должны превышать 50% вашего текста.

Как оформлять цитаты?

После каждой цитаты обязательно указывайте в скобочках автора и произведение, на которое ссылаетесь. Прямые цитаты не забывайте заключать в кавычки.

Что нужно писать в итоговом сочинении?

В первом абзаце вы раскрываете личное отношение к теме – это ваш тезис. «Я считаю, что любовь – это единственное, на что может опереться человек в самые трудные минуты. Она вдохновляет на жизнь и борьбу...».

В следующих 2–4 абзацах вы доказываете свой тезис. Для этого вам понадобятся примеры из литературных произведений школьной программы. «Чтобы разыскать Мастера, Маргарита пошла на сделку с дьяволом. Живя одним желанием – встреться с возлюбленным, она выполняла все поручения Воланда...»

В последнем абзаце вы делаете вывод – как можно использовать ваш тезис в реальной жизни или о чем людям нужно помнить в связи с этим тезисом. «Опора на любимых очень помогает, например, при подготовке к итоговому сочинению. Кажется, что все романы в голове перепутались, рука и двух слов написать не может, но стоит вспомнить о человеке, который тебя всегда поддерживал...»

Что нужно сделать, чтобы поставили зачет?

Оценка выставляется по пяти критериям. Чтобы получить зачет, сочинение должно удовлетворять первому и второму критериям (они обязательные) и дополнительно удовлетворять одному из оставшихся критериев.

  1. Соответствие теме. Хоть это и звучит банально, но итоговое сочинение должно соответствовать теме. Должна быть понятна цель вашего текста: было – так (тезис), стало – так (выводы). Не следует увлекаться отступлениями и лить воду. Каждое предложение должно работать на раскрытие темы.

  2. Аргументация с привлечением литературного материала. Необходимо сослаться хотя бы на один литературный источник. Произведение может быть отечественным или зарубежным, художественным или публицистическим. Но просто упомянуть его название в сочинении нельзя – нужно использовать в аргументации сюжетную линию, конкретные события, характеры героев или авторскую позицию. Также запрещено искажать содержание произведения.

  3. Композиция и логика рассуждения. Здесь проверяется, насколько вы логично соотносите в сочинении тезис и доказательства или тезис и выводы; действительно ли из одного следует другое. Нелогичный текст производит впечатление разрозненных утверждений, которые по отдельности понятны, но вместе кажутся бессмысленными.

  4. Качество письменной речи. Вы должны точно выражать мысли, умело чередовать синонимы, применять грамматические конструкции и термины. Признак низкого качества речи – нельзя понять сами предложения: слова противоречат друг другу, их соседство кажется нелепым.

  5. Грамотность. Условие прохождения критерия – не более пяти ошибок на каждые 100 слов. К ошибкам относятся грамматические, орфографические, пунктуационные.

Аргументы

Любой роман или повесть классика способны дать нужные аргументы для сочинения. Но одни произведения касаются темы сочинения напрямую, то есть своими основными эпизодами, а другие косвенно. Чем ближе основная тема произведения к теме сочинения, тем ярче иллюстрация тезиса и ценнее аргумент. Приведем по три ярких литературных примера на каждое направление тем.

Верность и измена

  1. Гавриил Троепольский, «Белый Бим Черное ухо». Тема произведения: верность собаки своему хозяину и жестокость людей (читай – предательство или измена людей принципам гуманизма).

    Однажды Иван Иванович заболел – сказалось полученное на войне ранение. Его повезли в московскую больницу для проведения операции. Его собака по кличке Бим осталась под присмотром старушки-соседки. Вскоре Бим затосковал, отказался от пищи и стал убегать на улицу в поисках хозяина. На пути ему попадались жестокие люди: его били, оставляли привязанным к дереву в лесу. Попадались и добрые люди, которые его выхаживали, дарили ласку и беспокоились о его судьбе. По наговору одной жительницы Бима хватают ловцы бездомных животных. Когда Иван Иванович выписался из больницы, то нашел своего четвероного друга в машине ловцов, но «две снежинки упали на нос Бима и… не растаяли». Пес от многочисленных злоключений и упадка сил скончался.

  2. Михаил Лермонтов, «Герой нашего времени». Одна из тем произведения: предательство доверительных отношений (читай – измена негласному обещанию).

    Грушницкий – боевой товарищ главного героя повести Печорина. Он рассказывает Печорину о тайной влюбленности в Мэри и просит у него совета. Печорину не нравился Грушницкий, и от скуки он решает воспользоваться его открытостью: высмеивает его, принижает в глазах возлюбленной, а вскоре и вовсе соблазняет Мэри.

  3. Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита». Одна из тем произведения: верность возлюбленному.

    Ради любви к Мастеру Маргарита пошла на сделку с дьяволом. Ради него она покинула роскошную жизнь в доме нелюбимого мужа. Она прошла все испытания, устроенные ей Воландом, – летала на метле над Москвой, принимала тысячи висельников и убийц на Балу Сатаны, после бала гордо умалчивала о своей заветной мечте увидеть Мастера.

Видео с разбором подходящих под направление тем произведений: https://youtu.be/scm6MOKlLrs

Человек и общество

  1. Лев Толстой, «Война и мир». Одна из тем произведения: роль человека в историческом процессе.

    В основных главах романа, но больше всего в эпилоге автор раскрывает связь отдельной личности с общими для всех событиями истории. Рождается утверждение: «Царь есть раб истории». Чем выше общественный статус человека, чем больше, казалось бы, от него должно зависеть, тем отчетливее видна предопределенность и неизбежность его судьбы. Историческое событие, по мнению писателя, в действительности складывается из противоречивых и разнообразных устремлений миллионов людей, живущих в одно время. История зависит не от воли одного или нескольких людей, а от воли всего человечества, то есть является несознательным «роевым» процессом. Автор показывает эту зависимость на примере часового механизма: «Как в часах результат сложного движения бесчисленных различных колес и блоков есть только медленное и уравномеренное движение стрелки, указывающей время, так и результатом всех сложных человеческих движений... – всех страстей, желаний, раскаяний, унижений, страданий, порывов гордости, страха, восторга людей – был только проигрыш Аустерлицкого сражения.., то есть медленное передвижение всемирно-исторической стрелки на циферблате истории человечества». 

  2. Александр Грибоедов, «Горе от ума». Тема произведения: судьба человека передовых взглядов в обществе ретроградов.

    У Чацкого передовые свободолюбивые взгляды. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», – говорит он в разговоре с Фамусовым. Он презирает Молчалина, для которого главными добродетелями являются «умеренность и аккуратность». Иметь свое мнение, не прислуживаться, не считаться с чинами и регалиями – все это идет вразрез с устаревшим укладом жизни и взглядами фамусовского общества. Чацкого не понимают и объявляют сумасшедшим.

  3. Федор Достоевский, «Преступление и наказание». Тема произведения: цена морального эксперимента.

    Раскольников на почве нищеты и теории об особых людях, «право имеющих», убивает старуху-процентщицу и нежданную свидетельницу. Тем самым он преступает общий для всех людей моральный закон – «не убий». Он полагал, что одно несчастье сможет принести счастье многим, но совесть не позволяет ему удержать груз содеянного. Благодаря Соне Мармеладовой герой находит способ избавиться от мук – раскаивается и принимает наказание.

Видео с разбором подходящих под направление тем произведений: https://youtu.be/cmX2xf09Cws

Цели и средства

  1. Федор Достоевский, «Преступление и наказание». Тема произведения: пренебрежение правом на жизнь одного во имя лучшей жизни многих.

    В одном произведении поднимается много тем, поэтому мы снова в качестве аргумента взяли роман Достоевского. Только теперь посмотрим на него под другим углом. Раскольников преследовал цель – избавить себя и своих близких от гнета нищеты, преклонения перед богатыми и властными людьми. Он считает свое положение недостойным себя, но вместо того чтобы добиваться цели долгим и упорным трудом, решает сделать одно, как ему кажется, большое дело, которое разом снимет все его проблемы. Выбранное Раскольниковым средство, как мы знаем, не оправдало себя.

  2. Александр Пушкин, «Пиковая дама». Тема произведения: хрупкость успеха, добытого нечестным путем.

    Герман пытается раскрыть секрет трех карт. Его знает старая графиня. Герман влюбляет в себя ее воспитанницу Лизу, получает доступ в дом старухи и однажды проникает в ее спальню. От испуга старуха умирает. Позже к главному герою является приведение графини и говорит: «Я пришла к тебе против своей воли, но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семерка и туз выиграют тебе сряду, но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил и чтоб во всю жизнь уже после не играл. Прощаю тебе мою смерть, с тем, чтоб ты женился на моей воспитаннице Лизавете Ивановне...» Обещание жениться Герман не исполняет. На играх со знаменитым картежником-миллионером Герман два дня подряд использует выведанный секрет, его богатство растет, а на третий день допускает оплошность: вместо туза ставит на даму деньги. Это значило проигрыш. Герману мерещится, что пиковая дама усмехается и подмигивает ему и что она похожа на графиню. Разорившийся главный герой попадает в лечебницу для душевнобольных, где «бормочет необыкновенно скоро: – Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..»

  3. Илья Ильф и Евгений Петров. Двенадцать стульев. Тема произведения: поиск богатств как самоцель и как средство.

    Остап Бендер и Ипполит (Киса) Воробьянинов ищут сокровища. Они спрятаны в одном из 12 стульев, которые затерялись в разных уголках страны. Для Остапа эта авантюра – приятная игра. На вопрос Кисы, зачем Остапу 60 тысяч, тот отвечает: «Из принципа!» И хотя это сказано не без сарказма, в дальнейших приключениях героев мы видим, что Остапу не столь важна цель, сколько путь к ней, красота «игры». Он никогда в лоб не крадет стул, для него это «низкий сорт, нечистая работа». Он все время как будто играет перед невидимой публикой: постоянно приговаривает: «Лед тронулся, господа присяжные-заседатели», а Воробьянинову как-то сказал об их предприятии, что «наступает последний акт комедии «Сокровище моей тещи». Остап смело мог бы воспользоваться тайной своего компаньона и единолично присвоить все его богатства, однако «без него не так смешно жить» – встречаем мысль главного героя в романе.

    Другое дело – Киса. Для него сокровища – самоцель. Когда он увидел стул в руках отца Федора, то не придумал ничего оригинальнее, чем подбежать и молча дернуть его себе. В комнате Изнуренкова Киса «сразу же забыл об Уголовном кодексе, о наставлениях Остапа и подскочил к стулу». В конце Киса и вовсе теряет из-за сокровищ голову и решается на убийство «технического руководителя концессии».

Видео с разбором подходящих под направление тем произведений: https://youtu.be/vhs2ppyPDuA

Равнодушие и отзывчивость

  1. Варлам Шаламов, «Плотники». Тема произведения: человечность в бесчеловечной среде.

    Заключенные колымского лагеря Поташников и Григорьев назвались плотниками, чтобы их хотя бы на несколько дней послали на более легкие работы в теплую столярную мастерскую. Они никогда не держали топоров и пил, не представляли себе столярной работы совершенно, но только обман мог уберечь их от смерти. Пожилой инструментальщик Арнштрем сразу понял, что горе-столяры соврали, но начальству об этом не сказал. Наоборот, он угостил их хлебом и отдал им выточенные самим топорища.

  2. Лев Толстой, «После бала». Тема произведения: непринятие всеобщей жестокости.

    Главный герой повести Иван Васильевич влюбляется в Вареньку. Вечером на балу он любуется своей избранницей, мечтает о совместном будущем с ней. Ее отец, полковник по званию, тоже на балу и выглядит в глазах Ивана Васильевича как «красивый, статный, высокий и свежий старик», как заботливый отец, который не покупает себе модных сапог, «чтобы вывозить и одевать любимую дочь».

    Ранним утром после бала главный герой наблюдает на улице картину, которая рушит его идеалы. По приказанию полковника солдаты избивают шпицрутенами (специальными прутьями для телесных наказаний) другого солдата. Спина провинившегося уже представляет собой «что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное», но полковник не слышит его мольбы. Более того, отец Вареньки бьет одного из солдат в строю за то, что, по его мнению, тот недостаточно сильно ударил виновника.

    Перевоплощение полковника из красивого статного старика в бессердечного экзекутора настолько потрясают Ивана Васильевича, что он теряет любовь к Вареньке. Герой отказывается от планов на счастливую семейную жизнь с дочерью столь жестокого человека, теряет перспективы на военном поприще, но обретает собственные нравственные ориентиры.

  3. Александр Пушкин, «Евгений Онегин». Тема: одиночество из-за равнодушия к чувствам другого.

    Евгений Онегин – молодой столичный аристократ. Ему наскучила пустая жизнь его окружения, и он решает переехать в деревню, доставшуюся ему после смерти дяди. Здесь он знакомится с дочерью местного помещика Татьяной Лариной. Она влюбляется в Онегина, пишет ему нежное письмо. Девушка интересна Онегину, но он отказывает, поскольку «не создан для блаженства» (для семьи):

    «Поверьте (совесть в том порукой),
    Супружество нам будет мукой.
    Я, сколько ни любил бы вас,
    Привыкнув, разлюблю тотчас... »

    Девушка страдает. На ее именины в доме собираются многочисленные гости. Сосед по деревне и приятель Онегина Владимир Ленский, влюбленный в сестру Татьяны Ольгу, уговаривает своего друга поехать на именины вместе с ним. Видя волнение Татьяны, «кучу народу» и «всякого такого сброду», Онегин злится на Ленского:

    «Траги-нервических явлений,
    Девичьих обмороков, слез
    Давно терпеть не мог Евгений:
    Довольно их он перенес.
    Чудак, попав на пир огромный,
    Уж был сердит. Но девы томной
    Заметя трепетный порыв,
    С досады взоры опустив,
    Надулся он и, негодуя,
    Поклялся Ленского взбесить
    И уж порядком отомстить».

    Евгений танцует с Ольгой, чем вызывает у Владимира ревность. Эта ссора заканчивается дуэлью, на которой Ленский погибает. Онегин покидает деревню и странствует без цели. Через два года он возвращается в Петербург, где к своему изумлению встречает Татьяну – уже замужнюю светскую даму. Онегин теряет голову, посылает Татьяне любовные письма, но ответ ее не оставляет Евгению ни малейшего шанса:

    «Я вас люблю (к чему лукавить?),
    Но я другому отдана;
    Я буду век ему верна».

Видео с разбором подходящих под направление тем произведений: https://youtu.be/dqO16besEHM

Смелость и трусость

  1. Александр Куприн, «Гранатовый браслет». Тема произведения: смелость в любви.

    Вера Шеина опасалась счастья и выбрала надежный брак без потрясений. Она вышла замуж за веселого и приятного Василия, с которым было просто, но великой любви с ним она не испытала. Только после самоубийства безответно влюбленного в нее Георгия Желткова, видя его мертвое тело, Вера поняла, что возвышенная любовь, о которой говорят с трепетом, о которой мечтает каждая женщина, навсегда прошла мимо.

  2. Николай Гоголь, «Тарас Бульба». Тема произведения: смелость как верность отчизне.

    Остап и Андрий – сыновья Тараса Бульбы. Оба храбрые молодые казаки, не жалеющие себя в битве. Однако младшему Андрию суждено погибнуть без чести, а старшему Остапу – как истинному герою. Андрия сгубила его слабость к женщине, которую он толком и не видел, но полагал, что любит больше себя самого и отчизны. «Крепко задумался Бульба. Вспомнил он, что велика власть слабой женщины, что многих сильных погубляла она, что податлива с этой стороны природа Андрия». Он предал отца, брата, товарищей и перешел на сторону врага, поддавшись чарам прекрасной панночки. Среди казаков страшнее деяние трудно себе представить, и поэтому во время битвы у осажденного города Тарас просит казаков заманить Андрия в лес. При виде грозного отца «затрясся он всем телом и вдруг стал бледен». Со словами «я тебя породил, я тебя и убью» Тарас стреляет в Андрия, и тот погибает.

    В том же сражении Остап в пылу отчаянной неравной схватки попадает в плен. Тарас Бульба получает тяжкие ранения и теряет сознание. Оправившись, отец собирается в Варшаву, чтобы разведать судьбу любимого сына, но поспевает лишь на казнь Остапа. Молодой человек перед эшафотом призывает других пленных казаков не дать услышать «еретикам», как мучается «христианин». Своим примером он показывает, как стойко и безмолвно можно сносить предсмертные мучения. «Добре, сынку, добре!» – приговаривает Тарас Бульба. Превозмогая боль, Остап кричит: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?» Отец из толпы откликается: «Слышу!»

  3. Антон Чехов, «Человек в футляре». Тема произведения: боязнь непостижимости жизни.

    Беликов постоянно прячется от жизни в «футляр». Даже в хорошую погоду он надевает калоши, теплое пальто на вате, берет с собой зонтик, который непременно держит в чехле. Нож перочинный и часы тоже носит в чехлах. Лицо свое прячет в поднятый воротник, носит темные очки. «Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой».

    Беликов хорошо понимает только постановления и газетные статьи, в которых оговариваются запреты. Он всегда хвалит прошлое и то, чего не было. Символична и профессия Беликова – учитель древнегреческого языка – языка, на котором уже не говорят, который нужен только для понимания древних литературных источников.

    Беликов боится всего вокруг. Даже такое светлое, казалось бы, событие, как женитьба, только лишь возможность стать женатым человеком, приводит его к тревожным мыслям: «...женитьба – шаг серьезный, надо сначала взвесить предстоящие обязанности, ответственность... чтобы потом чего не вышло. Это меня так беспокоит, я теперь все ночи не сплю. И, признаться, я боюсь: у нее с братом какой-то странный образ мыслей, рассуждают они как-то, знаете ли, странно, и характер очень бойкий. Женишься, а потом, чего доброго, попадешь в какую-нибудь историю». Девиз Беликова по жизни: «Как бы чего не вышло».

Видео с разбором подходящих под направление тем произведений: https://youtu.be/cXLbFN8O5SY

Пишем план сочинения

Мы вспомнили конкретные примеры из художественной литературы. Советуем перечитать отдельные эпизоды из этих и других произведений, входящих в программу 9–11-х классов. Лучше брать электронные версии текстов, чтобы с помощью поиска Ctrl + F быстро находить конкретные события, описания и мысли персонажей.

Обязательно потренируйтесь перед итоговым сочинением. Прямо сейчас запритесь в комнате, включите приятные монотонные звуки вроде шума прибоя и удобно расположитесь за столом. Не пишите сразу текст. Наметьте на листочке план.

  1. Тезис – сформулируйте одним-двумя предложениями ваше отношение к теме сочинения (или ваш ответ, если тема сочинения дана как вопрос).

  2. Источники аргументов – составьте список из 1–5 произведений, которые у вас ассоциируются с темой.

  3. Аргументы – вспомните или найдите в отобранных произведениях подтверждения для своего тезиса. Перепишите эти эпизоды своими словами и дополните небольшими цитатами.

  4. Выводы – сформулируйте одно-два предложения о применении вашего тезиса в реальной жизни.

План сочинения готов. Теперь по нему можно писать текст, добавляя пояснения, вводные слова и предложения.

Михаил Красильников; Begin Group

Другие записи