Романтизм и реализм

Романтизм и реализм


Романтизм. Уже в 18 в. в Германии, Франции и Англии выявились тенденции, обещавшие грядущий «романтический переворот», который и состоялся в этих странах на рубеже веков. Зыбкость, текучесть составляла самую суть романтизма, проводившего идею недостижимой цели, вечно манящей поэта. Как и тогдашние философские системы И.Г.Фихте и Ф.В.Шеллинга, романтизм рассматривал материю как производное духа, считая, что творчество есть символический язык вечного, а полное постижение природы (научное и чувственное) раскрывает совокупную гармонию бытия. Определяли романтизм и сильные пантеистические, мистические тенденции. Если идеалом Гёте и Шиллера была далекая классическая Греция, то у романтиков «потерянным духовным раем» стало Средневековье. Множество исследований тех лет было посвящено истории, литературе и языкам и мифологии Средних веков. Солидарность с идеализированным политическим и социальным укладом Средневековья привела многих романтиков на позиции консерватизма.

Для берлинца В.Г.Ваккенродера (1773-1798) и его друга Л.Тика подлинным открытием стал средневековый мир, еще отчасти задержавшийся в Нюрнберге и Бамберге. Некоторые эссе Ваккенродера, собранные в его и Тика книге Сердечные излияния монаха, любителя искусств (1797), отражают этот эстетический опыт, подготавливая специфически романтическую концепцию искусства. Самым видным теоретиком романтизма был Ф.Шлегель (1772-1829), чьи эстетические и историко-философские работы о культуре Европы и Индии оказали огромное воздействие на литературную критику далеко за пределами Германии. Именно Ф.Шлегель был идеологом журнала «Атеней» («Atheneum», 1798-1800). Вместе с ним в журнале сотрудничал его брат Август Вильгельм (1767-1845), тоже чрезвычайно одаренный критик, который оказал влияние на концепции С.Т.Колриджа и способствовал распространению идей немецкого романтизма в Европе.

Л.Тик (1773-1853), на практике воплощавший литературные теории своих друзей, стал одним из известнейших авторов того времени. Его драматизованные средневековые легенды (Жизнь и смерть св. Геновевы, 1799) и комедия Кот в сапогах (1797) весьма украсили в целом скудную романтическую драматургию. В наши дни с интересом читаются жутковатые новеллы Тика, удачно соединившие в себе сказочные мотивы и романтические приемы (Белокурый Экберт, 1796). Из ранних романтиков самым одаренным был Новалис (псевд.; наст. имя - Ф.фон Харденберг), чей незаконченный роман Генрих фон Офтердинген заканчивается символической волшебной сказкой об освобождении материи через дух и утверждением мистического единства всего сущего. Роман составил романтический контраст гётевским Годам учения Вильгельма Мейстера.

Теоретическая основа, заложенная ранними романтиками, обеспечила необычайную литературную продуктивность следующего поколения. Именно в это время были написаны знаменитые лирические стихотворения, положенные на музыку Ф.Шубертом, Р.Шуманом, Г.Вольфом, и чарующие литературные сказки. Слабо развивалась только драматургия, хотя пьеса 24 февраля (1815) Ц.Вернера вызвала моду на т.н. «трагедии рока», где темные силы подсознательного правили судьбой индивида.

Гердеровское собрание европейской народной поэзии нашло романтический эквивалент в чисто немецкой антологии Волшебный рог мальчика (1806-1808), изданной А.фон Арнимом (1781-1831) и его другом К.Брентано (1778-1842). Крупнейшими собирателями среди романтиков были братья Гримм, Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786-1859). В своем прославленном собрании Детские и семейные сказки (1812-1814) они выполнили сложнейшую задачу: обработали тексты, сохранив своеобразие сказки, рассказанной информантом. Вторым делом жизни обоих братьев стало составление словаря немецкого языка. Они издали также ряд средневековых манускриптов. Сходными интересами отличался и либерально-патриотически настроенный Л.Уланд (1787-1862), чьи баллады в стиле народной поэзии пользуются известностью по сей день, равно как и некоторые стихи В.Мюллера (1794-1827), положенные на музыку Шубертом. Большим мастером романтической поэзии и прозы (Из жизни одного бездельника, 1826) был Й.фон Эйхендорф (1788-1857), в творчестве которого отозвались мотивы немецкого барокко.

В полуреальном-полуфантастическом мире разворачивается действие лучших новелл этой эпохи - например в Ундине (1811) Ф. де ла Мотт Фуке и Удивительной истории Петера Шлемиля (1814) А.фон Шамиссо. Выдающимся представителем жанра является Э.Т.А.Гофман (1776-1822). Похожие на сновидения сюрреалистические повествования снискали ему мировую славу (Житейские воззрения кота Мурра, 1820). Причудливые новеллы В.Хауфа (1802-1827), с их реалистическим фоном, предвещали новый художественный метод.

Реализм. После смерти Гёте в 1832 классически-романтический период в немецкой литературе подошел к концу. Политическая реальность эпохи совершенно не соответствовала возвышенным представлениям писателей предшествующего периода. В философии, которая повернула к материализму, ведущее место принадлежало Л.Фейербаху и К.Марксу; в литературе все больше внимания уделялось социальной действительности. Лишь в 1880-е годы реализм был потеснен натурализмом с его радикальными программами.

Творчество некоторых авторов, родившихся на рубеже столетий, носило переходный характер. Пейзажная лирика Н.Ленау (1802-1850) отражала отчаянные поиски мира и покоя. Ф.Рюккерт (1788-1866), подобно Гёте, обратился к Востоку и виртуозно воссоздал на немецком языке его поэзию; в то же время в стихах (Сонеты в латах, 1814) он поддержал освободительную войну против Наполеона. Борьба Польши за независимость стала темой многих стихов А.фон Платена (1796-1835), который последние годы жизни провел в Италии, воспевая в совершенных по форме стихах свой вечный идеал - Красоту. Э.Мёрике (1804-1875) развивал в своей поэзии богатое литературное наследие минувшего.

Не приемля ухода большинства тогдашних авторов от действительности в мир воображаемый, мнимый, группа либеральных литераторов «Молодая Германия» провозгласила идеалы гражданственности и свободы. Особое место среди них занимает Л.Бёрне (1786-1837), но из великих писателей в это движение, хотя и временно, входил только один - Г.Гейне (1797-1856). В его ранней лирике романтическая любовь нашла, пожалуй, самое великолепное выражение. С годами горький контраст между грезой и реальностью привнес в творчество поэта убийственную иронию и эмоциональный разлад. Притесняемый в публицистике цензурой, в поздних повествовательных поэмах Атта Троль (1843) и Германия. Зимняя сказка (1844) Гейне вполне выявил яркое сатирическое дарование.

Как и поэзия, драма 19 в. от Грильпарцера до Хеббеля отчетливо тяготела к усилению бытописательских тенденций. Ф.Грильпарцер (1791-1872), крупнейший из австрийских драматургов, только поначалу следовал тенденциям немецкого театра - таковы его трагедия Сафо (1818) и романтическая драма Волны моря и любви (1831). Заслуга Грильпарцера в том, что он возродил живую традицию народного венского театра, которая восходит к эпохе барокко и дала миру таких прославленных драматургов, как Ф.Раймунд (1790-1836) и И.Нестрой (1801-1862). Комедия Грильпарцера Горе лжецу (1838) смыкается с народной традицией, тогда как трагедия Раздор в доме Габсбургов соединяет национальную историю с философскими сомнениями в необходимости действия. Новелла Бедный музыкант (1848) во многом предвосхищала творчество Ф.Кафки. Произведения Грильпарцера символически запечатлели сложное положение австрийской нации в ее противостоянии прогрессивному северному соседу.

К.Д.Граббе (1801-1836) тщетно пытался превзойти классический немецкий театр с его идеалистическими ценностями. Герои Граббе гибнут в столкновении с необузданными, жестокими силами истории, которые драматург представляет как непостижимые «массы и величины» (Дон Жуан и Фауст, 1829; Битва Германа, 1836). Более позитивную концепцию истории дают произведения Р.Вагнера (1813-1883), который, пытаясь создать синтетическое произведение (Gesamtkunstwerk), т.е. произведение, органично соединяющее в себе текст, музыку и постановку, сам писал либретто для своих опер. Попытка Вагнера вновь оживить германскую мифологию ныне отошла в область истории, и все же Вагнер, как никто другой, представил миру персонажи и легенды германского Средневековья в Тангейзере (1845), Кольце нибелунга (законч. 1876) и Парсифале (1877). Текст Нюрнбергских мейстерзингеров (1862) свидетельствует о близком знакомстве Вагнера с эпохой Г.Сакса, а Тристан и Изольда (1857) представляет тему любви и смерти в незабываемой гармонии музыки и текста.

Актуальными и сегодня остаются произведения Г.Бюхнера (1813-1837), практически неизвестные вплоть до 20 в. Политическая деятельность этого социалиста-радикала навлекла на него преследования властей, с другой же стороны, заставила его заняться изучением Французской революции, на фоне которой развертывается действие его драмы Смерть Дантона (1835). Бюхнер вышел за пределы чистой истории, подчеркивая безнадежное положение своих героев, для которых жизнь более не имела смысла. Экзистенциальное отчаяние характерно и для затравленного героя Войцека, и для Леонса и Лены (обе пьесы впервые опубл. в 1879). Бескомпромиссность в обрисовке персонажей, их язык и взгляды делают Бюхнера предтечей современного театра.

Два современника Бюхнера - О.Людвиг (1813-1865) и К.Ф.Хеббель (1813-1863) - серьезно занимались теорией драмы. На практике, однако, всесторонне изучивший Шекспира Людвиг-драматург не соответствовал поставленным себе высоким образцам и, по иронии судьбы, вошел в историю литературы скорее романом Между небом и землей (1856), превосходным этюдом буржуазных характеров. Хеббель, в свою очередь, применил на практике собственные теории и в таких драмах, как Ирод и Мариамна (1850), Агнеса Бернауэр (1855) и Гиг и его кольцо (1856), обратился к фундаментальным проблемам философии и истории.

Растущим осознанием роли среды характеризуется развитие прозы в середине и конце 19 в. Лучшие достижения относятся к жанру новеллы, который успешно культивировался в Германии примерно с 1800. Однако в силу ограниченного объема новелла не могла воплотить судьбоносные общественно-политические перемены в жизни нации. К.Л.Иммерман (1796-1840) в романе Эпигоны (1836) - название символичное для всего послегётевского периода - попытался изобразить крах старого общественного порядка под натиском меркантильности. Безнравственному обществу Иммерман в Обергофе, одной из частей романа Мюнхгаузен (1838-1839), противопоставил образ «здорового» прямодушного крестьянина. Жизни крестьян посвящены и романы швейцарца И.Готхельфа (псевд.; наст. имя - А.Битциус, 1797-1854). Сельский пастор, он дал прекрасные реалистические портреты своих прихожан, за которых борются силы добра и зла. Романы Ули-батрак (1841) и Ули-арендатор (1849), а также драматическая новелла Черный паук убеждают в необходимости истинно христианской жизни. По сравнению с Готхельфом, некогда популярные рассказы Б.Ауэрбаха (1812-1882) о его родном Шварцвальде (Шварцвальдские деревенские рассказы, 1843-1854) грешат сентиментальностью.

Тогда же появились первые удачные романы на диалектах, в частности произведения Ф.Ройтера (1810-1974) на нижненемецком Из времен французского нашествия (1859) и его продолжения. Интерес читателей к чужеземной жизни удовлетворяли такие писатели, как Ч.Зилсфилд (псевд.; наст. имя К.Постль, 1793-1864), чья книга Судовой журнал (1841) во многом способствовала формированию у немцев образа Америки.

Черпая вдохновение в родной Вестфалии, немецкая поэтесса Аннетта фон Дросте-Гюльсгоф (1797-1848) создала собственный лирический язык, вторящий голосу самой природы. Лишь в 20 в. открылось значение трудов австрийца А.Штифтера (1805-1868), который сосредоточил внимание на первоосновах существования в природе и обществе (Этюды, 1844-1850); его идиллический роман Бабье лето (1857) отмечен консервативными тенденциями, усилившимися после революции 1848, и верностью гуманистическому идеалу в духе Гёте; герои Штифтера нередко приходят к стоическому смирению. Этот же мотив играет важную роль в творчестве уроженца Северной Германии Т.Шторма (1817-1888). Вслед за ранними лирическими новеллами - среди них особо выделяется Иммензее (1850) - вышли еще более впечатляющие Aquis submersus (лат.; Поглощение водами, 1876) и Всадник на белом коне (1888). В.Раабе (1831-1910), в поисках прибежища от пессимизма, погрузился в диковатый мир одиноких маленьких людей. Начиная с Хроники Воробьиной улицы (1857) Раабе продолжал традицию юмористического романа, которая в Германии восходит к Жану Паулю.

Поэтический реализм, который ряд критиков усматривает во всей художественной прозе этого периода, легко уясняется на примере швейцарского романиста Г.Келлера (1819-1890). Опираясь на философию Фейербаха, Келлер, чье становление как писателя хорошо прослеживается в его романе Зеленый Генрих (1854, 2-я ред. 1879-1880), обнаруживал чудо красоты даже под самой невзрачной наружностью. В своем творчестве он достиг гармонии реальности и поэтического вдения. Пылкая фантазия, чувство юмора и уважение к соотечественникам и их истории (Люди из Зельдвилы, 1856 и 1874; Цюрихские новеллы, 1877) способствовали неувядаемой привлекательности книг Келлера. Соотечественник Келлера К.Ф.Мейер (1825-1898) писал изящные исторические новеллы, в частности из эпохи Возрождения (Женитьба монаха, 1884). Как в прозе, так и в стихах Мейер наделял обстоятельства символическим значением. Совершенство формы характерно и для рассказов плодовитого и в свое время очень популярного П.Гейзе (1830-1914). Т.Фонтане (1819-1898) разделял интерес своих предшественников к истории (баллады и роман Шах фон Вутенов, 1883) и родной провинции (Странствия по марке Бранденбург, 1862-1882). Но лучше всего Фонтане удался анализ столичного общества в романе Эффи Брист (1895).

Другие записи

10.06.2016. Современная литература и современные
Современная литература и современные тенденции. Современная литература. Ура-патриотизм, наигранный оптимизм и сказочный характер целого ряда литературных произведений конца 19 в.…