Современная литература и современные

Современная литература и современные тенденции.


Современная литература. Ура-патриотизм, наигранный оптимизм и сказочный характер целого ряда литературных произведений конца 19 в. образуют фон, на котором мы рассматриваем современную немецкоязычную литературу. Бунт против этих тенденций начался с возникновением натурализма и не прекращался до тех пор, пока нацисты не надели на литературу смирительную рубашку. Для всего этого периода характерно широчайшее экспериментаторство, когда многие писатели становились добычей того или иного литературного увлечения.

Немецкий натурализм имел предшественников во Франции и Скандинавии. Согласно тогдашним философским и естественно-научным теориям, личность определяли наследственность и среда. Писателя-гуманиста интересовала теперь прежде всего уродливая реальность индустриального общества, с его нерешенными социальными проблемами. Пристальное внимание к окружению выработало тонкую стратификацию речевых моделей.

В поэзии натурализм только расширил круг тем, наиболее типичным поэтом-натуралистом был А.Хольц (1863-1929); в области романа также не было сколько-нибудь ярких открытий. Однако столкновения разнородных персонажей, чья несвобода усугублялась детерминизмом, способствовали появлению ряда драматических произведений, не утративших своего значения. Венский драматург Л.Анценгрубер (1839-1889) первым выступил против социальных пороков своего времени. Впрочем, основной вклад в теорию и практику натурализма внесли северяне. А.Хольц и И.Шлаф (1862-1941) в пьесе Семейство Зелике (1890) своими добросовестными и в конечном счете скучными описаниями будничной жизни обозначили границы натурализма. Г.Зудерман (1857-1928) в Родине (1893) и других пьесах перенес на сцену социальную проблематику.

Непреходящую литературную ценность обеспечил своим произведениям Г.Гауптман (1862-1946), начавший как натуралист и неуклонно расширявший рамки своего творчества, вплоть до классицизма (пьесы на античные сюжеты), в чем он вполне сравним с Гёте. Ранние пьесы Гауптмана, вызывающие в памяти социальные драмы Х.Ибсена, - памятник человеческому страданию, которое он находил и в среде буржуа (Одинокие, 1891), и среди рабочих (Ткачи, 1892). В пьесе Вознесение Ганнеле (1893) наряду с натуралистическим планом наличествует символическая тенденция, представленная религиозными видениями умирающего ребенка. Историческая пьеса Флориан Гейер (1895) выявила ограниченность, поверхностность натурализма. Возчик Геншель (1898) и Роза Бернд (1903) - вершины драматургического мастерства писателя. Многообразие, присущее драмам Гауптмана, обнаруживается и в его повествовательной прозе (Юродивый Эмануэль Квинт, 1910; Приключение моей юности, 1937).

С появлением новаторских работ З.Фрейда центр тяжести в литературе сместился от социальных конфликтов к более субъективному исследованию реакций индивида на окружение и самого себя. В 1901 А.Шницлер (1862-1931) опубликовал повесть Лейтенант Густль, написанную целиком в форме внутреннего монолога, и ряд импрессионистических театральных зарисовок, где сплавлены тонкие психологические наблюдения и картины деградации столичного общества (Анатоль, 1893; Хоровод, 1900). Вершиной поэтических достижений было творчество Д.Лилиенкрона (1844-1909) и Р.Демеля (1863-1920), создавших новый поэтический язык, способный ярко выразить лирический опыт. Г.фон Гофмансталь (1874-1929), соединив стилистику импрессионизма с австрийской и общеевропейской литературной традицией, создал необычайно глубокие стихи и несколько поэтических пьес (Глупец и смерть, 1893). Огромную популярность снискал воссоздавший средневековую мистерию (Имярек, 1911; Зальцбургский большой мировой театр, 1922) и писавший для Р.Штрауса оперные либретто (Кавалер Роз, 1911) Гофмансталь.

Тогда же вспыхнул интерес к творчеству Ф.Ницше (1844-1900), чей деструктивный анализ традиционной морали опирается на его знаменитый тезис «Бог умер». Ницше подчеркивал, что все ценности соотнесены с человеком, а такой подход поддерживал притязания поэтов на индивидуальную интерпретацию места человека в мире и на индивидуальную мифологию. Свои идеи Ницше изложил в работах, имеющих весьма примечательные названия, - По ту сторону добра и зла (1886), О происхождении морали (1887). С точки зрения литературы, блестящий язык Ницше, особенно в работе Так говорил Заратустра (1883-1885), стал образцом для целого поколения, а некоторые идеи философа вылились в замечательные, строгие по форме стихи С.Георге (1868-1933). Георге, поэзия которого связана с французским символизмом и английскими прерафаэлитами, сформировал кружок писателей, находившийся во многом под его влиянием и перенявший от него глубокий интерес к ряду полузабытых аспектов культурной традиции. В противоположность элитарному миссионерству Георге, Р.М.Рильке (1875-1926) был сосредоточен на себе и своем искусстве. Ранние поэтические опыты Рильке свидетельствуют о мистических устремлениях поэта (Книга образов, 1902). Позднее, демонстрируя неповторимую виртуозность формы и языка, он создал стихи, составившие сборник Новые стихотворения (1907-1908); здесь Рильке довел до совершенства т.н. предметный стих (Dinggedicht), т.е. стихотворение, пытающееся воссоздать сокровенную суть вещей и явлений реального мира. Бессмысленные ужасы Первой мировой войны заставили Рильке искать собственное эзотерическое миропонимание в Дуинезских элегиях (1923) и Сонетах к Орфею (1923), которые по праву считаются вершинами немецкой поэзии.

Не менее значительные достижения имели место и в прозе. Т.Манн (1875-1955) - самый выдающийся представитель многочисленной плеяды писателей, среди которых был и его старший брат Г.Манн (1871-1950), известный своими сатирическими и политическими романами. Новеллы Томаса Манна, такие шедевры, как Тристан (1902), Тонио Крёгер (1903) и Смерть в Венеции (1911), отличаются блестящей формой и характерным для всего его творчества ироническим подтекстом. Широк идейно-тематический диапазон его романов: упадок патрицианского купеческого рода (Будденброки, 1901), воспитание молодого человека (Волшебная гора, 1924), старость Гёте (Лотта в Веймаре, 1939), ветхозаветная история (Иосиф и его братья, 1933-1943), трагедия великого музыканта на фоне Второй мировой войны (Доктор Фаустус, 1947). Высокую репутацию Манна достойно поддержали сатирический роман Признания авантюриста Феликса Круля (1954) и множество эссе.

Если у Томаса Манна центральной темой была дихотомия жизни и искусства (частный случай - антитеза «бюргер - художник»), то Ф.Кафка (1883-1924) в посмертно опубликованных романах Процесс, Замок и Америка поставил проблему существования как такового. В своей визионерской объективации прихотливых процессов человеческого мышления, в конечном счете направленных к разгадке вечной тайны бытия, Кафка создал собственный мифологический мир, и его творчество оказало большое влияние на европейскую литературу. Ни Человек без свойств (1930-1943) Р.Музиля (1880-1942) с его психологизмом, ни эффектные романы Я.Вассермана (1873-1934) с их утверждением человеческих ценностей, ни интеллектуальная проза Г.Броха (1885-1951), в частности Лунатики (1931-1932) и Смерть Вергилия (1945), не идут в сравнение с глубоко оригинальным вкладом Кафки в литературу. Выразительный размах и главная тема (крушение монархии) Музиля обнаруживаются и в романах его соотечественника Х.фон Додерера (1896-1966) Штрудльхофская лестница (1951) и Бесы (1956). Ранние произведения Г.Гессе (1877-1962), проникновенные автобиографические романы Х.Кароссы (1878-1956) и поиски «чистой» жизни в романе Простая жизнь (1939) Э.Вихерта (1877-1950) тесно связаны с немецкой литературной традицией. Поздние романы Гессе отражают смятение индивида после Первой мировой войны и свидетельствуют о влиянии психоанализа (Демиан, 1919; Степной волк, 1927) и индийского мистицизма (Сиддхартха, 1922). Главный его роман, Игра в бисер (1943), соединяя в себе утопию и реальность, как бы подытоживает взгляды писателя. Переломные исторические эпохи, кризис религиозного сознания были излюбленным материалом для таких прекрасных романистов, как Рикарда Хух (1864-1947), Гертруда Ле Форт (1876-1971) и В.Бергенгрюн (1892-1964), тогда как С.Цвейга (1881-1942) привлекали демонические порывы великих исторических личностей.

После Первой мировой войны настоятельно заявила о себе потребность в новых ценностях. Экспрессионисты громко и резко провозгласили реформу общества и индивида. Миссионерский пыл вызвал к жизни выдающиеся стихи пророческого Г.Тракля (1887-1914) и Ф.Верфеля (1890-1945). Ранняя проза Верфеля тоже относится к экспрессионизму, но в более поздних его романах возобладали исторические и религиозные мотивы (Сорок дней Муса Дага, 1933; Песнь Бернадетте, 1941). Точно так же А.Дёблин (1878-1957) после социально-психологического романа Берлин, Александерплац (1929), стилистикой («поток сознания») напоминающего Дж.Джойса, обратился к поискам религиозных ценностей. Экспрессионистская драма также возглашала революционные идеалы, которые в известном смысле предвосхитил Ф.Ведекинд (1864-1918). Свое видение нового подхода к искусству и назначению театра изложили драматурги Э.Барлах (1870-1938), Г.Кайзер (1878-1945) и Э.Толлер (1893-1939).

С приходом к власти национал-социалистов началась массовая эмиграция писателей из Германии. Но даже те немногие, кто остался в стране, как Вихерт и Э.Юнгер (1895-1998), сопротивлялись нацистской идеологии. К.Цукмайер (1896-1977) развивал в своих пьесах реалистические традиции; знаменательны его сатира на бюрократию и военщину Капитан из Кёпеника (1930) и антинацистская пьеса Генерал дьявола (1946), написанная в США. Многие произведения Б.Брехта (1898-1956) также были написаны в эмиграции. Доходчивость языка и последовательное претворение в жизнь принципов неаристотелевского «эпического театра» снискали ему всемирную славу. Лучшими пьесами Брехта по праву считаются Мамаша Кураж и ее дети (1941) и Кавказский меловой круг (1945).

Первая мировая война вызвала к жизни целый ряд значительных произведений: апокалипсические сцены Последние дни человечества (1919) венского эссеиста К.Крауса (1874-1936), иронический Спор об унтере Грише (1927) А.Цвейга (1887-1968), необычайно популярный роман Э.М.Ремарка (1898-1970) На Западном фронте без перемен (1929). Впоследствии Ремарк закрепил этот успех остросюжетными романами (Триумфальная арка, 1946).

Современные тенденции. После Второй мировой войны центр внимания переместился с ужасов войны к проблеме вины. Страдания евреев и уничтожение народа при гитлеризме нашли особенно яркое отражение в творчестве двух поэтов - П.Целана (1920-1970) и Нелли Закс (1891-1970), которые подняли эту тему на уровень страданий всего человечества. В 1966 Нелли Закс была удостоена Нобелевской премии по литературе. Среди писателей социалистической ориентации особого упоминания заслуживает Анна Зегерс (1900-1983), с ее романом Седьмой крест (1942) - историей побега из концентрационного лагеря.

Отчаяние истерзанного войной молодого поколения, давшего т.н. «литературу на руинах», отчетливо сквозит в радиопьесе В.Борхерта (1921-1947) На улице перед дверью (1947). Военная тема нашла свое отражение и в сюрреалистическом кошмаре романа Город за рекой (1947) Г.Казака (1896-1966), и в экзистенциалистской атмосфере таких романов Х.Э.Носсака (1901-1977), как Некийя (1947) и Немыслимое судебное следствие (1959), и в поздних стихах Г.Бенна (1886-1956).

В послевоенные годы крупнейших писателей дала швейцарская немецкоязычная литература. Гротескные пьесы Ф.Дюрренматта (1921-1990) Визит старой дамы (1956) и Физики (1962) безжалостно обнажили продажность человеческой натуры. М.Фриш (1911-1991) подтвердил закономерность своей славы такими пьесами, как Бидерман и поджигатели (1958) о неспособности практичного буржуа признать силы анархии и зла и Андорра (1961), где раскрывается психология вновь оживающего расизма. Тема самообретения и отчуждения, впервые затронутая в романах Штиллер (1954) и Homo Faber (1957), обернется причудливой «игрой в повествование» в Назову себя Гантенбайн (1964). Фришевские Дневники 1966-1971 (1972) отражают сложнейшую природу современных художественных и идеологических пристрастий.

После поражения Германии во Второй мировой войне Советский Союз и западные оккупационные державы пытались возродить культурную жизнь страны, поощряя ее поворот к немецким классическим и гуманистическим традициям. В первые годы после войны на востоке Германии в театральном репертуаре, включавшем, например, пьесы Ж.Ануя, Ж.-П.Сартра, Т.С.Элиота, Т.Уайлдера, Т.Уильямса, трудно было найти существенные отличия от репертуара в западных зонах оккупации. Но по мере нарастания «холодной войны» оккупационные державы стали постепенно перестраивать и свою культурную политику. В Восточной Германии терпимость в области литературной политики быстро сменилась диктатом социалистического реализма. Развитие восточногерманской литературы прошло через серию «заморозков», обусловленных в основном внешнеполитическими событиями: 1949-1953 - от образования двух немецких государств до смерти Сталина; 1956-1961 - от восстания в Венгрии до сооружения Берлинской стены; 1968-1972 - от советского вторжения в Чехословакию до дипломатического признания ГДР со стороны ФРГ и международного сообщества; 1977-1982 - от изгнания поэта В.Бирмана до относительной стабилизации. Между «заморозками» в ГДР отмечались короткие периоды либерализации. Для начального периода типичны О тех, кто с нами (1951) Э.Клаудиуса (1911-1976), Бургомистр Анна (1950) Ф.Вольфа (1888-1953) и Кацграбен (1953) Э.Штритматтера (1912-1995). В области драматургии особенно велико было влияние брехтовского театра «Берлинер Ансамбль». П.Хакс (р. 1928), начав с исторических сюжетов, затем обратился к современной проблематике (Заботы и власть, 1962, и Мориц Тассов, 1961-1965). Х.Байерля (р. 1926) в Фрау Флинц (1961) дал социалистическую версию брехтовской Мамаши Кураж. Х.Мюллер (1929-1996) обращался к теме труда (Рвач, 1958), мифологии (Филоктет, 1965) и революции (Цемент, 1972).

Один из самых человечных романов послевоенной литературы, Голый среди волков (1958; в рус. переводе - В волчьей пасти) Б.Апица (1900-1979), повествует о невообразимых усилиях узников концлагеря, спасающих от палачей маленького ребенка. В романе Якоб-лжец (1968) Ю.Беккер (р. 1937) обращается к теме восстания в варшавском гетто. Целый ряд «романов возвращения» («Ankunftsromane») отобразил сложности перехода от фашистской идеологии к социалистической, например Приключения Вернера Хольта (1960, 1963) Д.Нолля (р. 1927). Г.Кант (р. 1926) в Актовом зале (1964) с изрядной долей юмора поведал об учебе и воспитании молодых рабочих в период формирования ГДР. Биттерфельдское движение (1959) потребовало усиленного внимания к проблемам рабочего класса. Вплоть до 1989 руководство ГДР продолжало поддерживать группы самодеятельных писателей из рабочей среды, давшие начало т.н. «литературе вступления» (по названию романа Бригитты Райман Вступление, 1961) - романы След камней (1964) Э.Нойча (р. 1931), Оле Бинкоп (1964) Штритматтера и др. Криста Вольф (р. 1929) в первом своем романе Расколотое небо (1963) пишет о женщине, вынужденной выбирать между любовью и социализмом.

Западногерманская «Группа 47» («Gruppe 47») объединяла большинство крупнейших немецких прозаиков и критиков. Двое самых знаменитых, У.Йонзон (1934-1984) и Г.Грасс (р. 1927), переехали на Запад из Восточной Германии. Романы Йонзона Догадки о Якобе (1959) и Третья книга об Ахиме (1961) раскрывают тягостный психологический и житейский разлад в расколотой стране. В трилогии Годовщины (1970, 1971, 1973) за подробными историями жизни встает сама История. К Грассу мировая известность пришла после выхода в свет романа Жестяной барабан (1959). Его герой в трехлетнем возрасте добровольно переставший расти, под комментарий барабанной дроби проживает годы нацизма и послевоенный период, оставляя гротескные записки об этом времени, для чудовищных реальностей которого его искаженное вдение оказывается чрезвычайно точным мерилом. Собачьи годы (1963) устами трех рассказчиков воссоздают широкую картину недавнего прошлого Германии. Поздние работы Грасса сосредоточены на индивидуальных и социальных факторах, включенных в политическую деятельность. Его пьеса Плебеи репетируют восстание (1966) анализирует роль Брехта в восточногерманском восстании 1953. Роман (1969) и публицистическое произведение Из дневника улитки (1972) подвергают испытанию жизненность личных и общественных утопий.

Среди других значительных новейших прозаиков - Г.Бёлль (1917-1985) и А.Шмидт (1914-1979). Обесчеловечению на войне посвящены ранние рассказы и романы Бёлля. Бильярд в половине десятого (1959) и Глазами клоуна (1963) дают нелицеприятный портрет немецкого среднего класса со времен Веймарской республики до эпохи «экономического чуда» («Wirtschaftswunder»). Симпатии Бёлля к изгоям и жертвам общества, основанного на фальшивых ценностях, особенно заметны в самом его большом экспериментальном романе Групповой портрет с дамой (1971). В 1972 Бёлль стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Вершиной творчества Шмидта, отмеченного художественным поиском, заслуженно считается монументальный Сон Цеттеля (1970).

На немецкой сцене некоторое время преобладал т.н. «документальный театр», ранний образец которого дала пьеса Х.Кипхардта (1922-1982) Дело Роберта Оппенгеймера (1964). Р.Хоххут (р. 1931) успешно ставил в своих пьесах дискуссионные темы. В Наместнике (1963) он обвиняет папу Пия XII в попустительстве уничтожению евреев, в Солдатах (1967) возлагает на У.Черчилля ответственность за смерть главы польского правительства в эмиграции. П.Вайс (1916-1982) положил в основу своей «оратории» Дознание (1965) протоколы франкфуртского процесса над палачами Освенцима. Его наиболее известная пьеса Марат/Сад (1964) крайнему индивидуализму противопоставляет жизнь, отданную революции. Тенденция Вайса переносить на сцену идеологические дебаты заметна и в пьесах Троцкий в изгнании (1970) и Гёльдерлин (1970). Перу знаменитого поэта и крупного издателя Х.М.Энценсбергера (р. 1929) принадлежит пьеса о высадке в Плая-Хирон Допрос в Гаване (1970); писали документальные пьесы также и Т.Дорст (р. 1925) и Д.Форте (р. 1935). Развитие рабочей литературы, связанное с «Группой 61» («Gruppe 61»), и документальные репортажи Эрики Рунге (р. 1939) и Г.Вальрафа (р. 1942) отразили политический накал тех лет.

Начиная с 1970-х годов в ФРГ наметился отход от политизированной литературы. Произведения австрийца П.Хандке (р. 1942) исследовали психологические и общественные структуры, лежавшие в основе эстетических и языковых условностей. В его Страхе вратаря перед одиннадцатиметровым (1970) воссоздана параноидная реальность, а в Коротком письме к долгому прощанию (1972) - постепенное излечение от подобной картины мира. Утраченная честь Катарины Блум (1975) Бёлля и Рождение сенсации (1977) Вальрафа разоблачали губительное могущество шпрингеровской газетной империи. Под конвоем заботы (1979) Бёлля исследует воздействие терроризма на жизнь и общественные институты Германии. Эстетика сопротивления (1975, 1978, 1979) и «народные пьесы» Ф.К.Крёца (р. 1946) критически осмысливали «пролетарский» период истории и, соответственно, современную жизнь. Однако на первый план выходила исповедальная открытость. От Монтока (1975) Фриша до Ленца (1973) П.Шнайдера (р. 1940) и Юности (1977) В.Кёппена (1906-1996) авторы постепенно переходили от политической проблематики к личному опыту. В театре задавали тон экзистенциальные конфликты Т.Бернхарда (1931-1989; Сила привычки, 1974; Площадь Героев, 1988) и Б.Штрауса (р. 1944; Трилогия новой встречи, 1976).

Тенденция к субъективности и автобиографизму наметилась также в Восточной Германии. Размышления о Кристе Т. (1968) Кристы Вольф обозначили этот сдвиг, повествуя о проблемах молодой женщины, ищущей себя ; Образы детства (1976) и Нет места. Нигде (1979) продолжили эту интимно-психологическую линию. Литература ГДР не прошла мимо темы феминизма, хотя и в социалистическом аспекте (Кассандра, 1984, Кристы Вольф; Франциска Линкерханд, 1974, Бригитты Райман, 1936-1973; Карен В., 1974, Герти Тецнер, р. 1936; Женщина-пантера, 1973, Сары Кирш, р. 1935; Жизнь и приключения трубадура Беатрисы, 1974, Ирмтрауд Моргнер, р. 1933).


ЛИТЕРАТУРА
Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы XV-XVII вв. М., 1955
Неустроев В.П. Немецкая литература эпохи Просвещения. М., 1958
Немецкие баллады
. М., 1959
Австрийская новелла ХIХ в
. М., 1959
История немецкой литературы
, тт. 1-5. М., 1962-1976
Немецкая новелла ХХ века
. М., 1963
Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972
Немецкие волшебно-сатирические сказки
. Л., 1972
Немецкая старина. Классическая и народная поэзия Германии XI-XVIII вв
. М., 1972
Золотое сечение: Австрийская поэзия ХIХ-ХХ веков в русских
переводах. М., 1977
Избранная проза немецких романтиков
, тт. 1-2. М., 1979
История литературы ФРГ
. М., 1980
Австрийская новелла ХХ в
. М., 1981
История литературы ГДР
. М., 1982
Затонский Д.В. Австрийская литература в ХХ столетии. М., 1985
Поэзия немецких романтиков
. М., 1985
Немецкие шванки и народные книги ХIV века.
М., 1990
Альпы и свобода
. М., 1992

Другие записи

10.06.2016. Древневерхненемецкий период
1. Древневерхненемецкий период НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Настоящий обзор включает немецкоязычные литературы Германии, Австрии и Швейцарии. За основу принята традиционная периодизация…