Гейдельбергский человек

Как мы уже сообщали, питекантроп и синантроп жили в начале четвертичного периода еще до наступления похолодания, в доледниковое время. Довольно изолированные один от другого первобытные стада древнейших людей жили в разных смежных областях Южной и Юго-Восточной Азии. Они имели современников в Европе и Африке, в эти древние времена, в виде гоминид шелльской и ашельской эпох. В Западной Европе известна находка, которая является чрезвычайно древней по своему геологическому возрасту: это - так называемая мауэрская челюсть. Одни ученые считают, что она по геологической древности соответствует костным остаткам синантропов. Другие полагают, что геологические напластования Европы и Азии хронологически мало сравнимы между собой и что синантроп жил даже, может быть, несколько позднее гейдельбергского человека.

Рис. Нижние челюсти:

1 - гейдельбергский человек; 2 - фонтанов дриопитек (Dryopithecus fontani Lartet)); 3 - фраасов парапитек (Parapithecus fraasi Schlosser). По В. К. Грегори, 1922.

Вероятнее, все-таки, что синантропы (которые по своей культуре в общем стояли выше неизвестных нам творцов ашельских орудий - современников гейдельбергского человека) жили раньше миндельрисской межледниковой эпохи, или фазы относительного потепления, длившейся десятки тысяч лет.
А к этой эпохе обычно и приурочивается древность человеческой нижней челюсти, открытой в Мауэре близ г. Гейдельберга (Германия, 1907 г.) и уже вскоре описанной Шетензаком (1908). Этот ученый почти двадцать лет следил за производившимися в этой местности разработками древних песков. Он постоянно обращал внимание рабочих на необходимость сохранять кости ископаемых животных, которые здесь от времени до времени попадались, и на возможность нахождения костей древнего человека.
Массивная человеческая челюсть была обнаружена на глубине 24 м. В своем строении она имеет смесь человеческих и обезьяньих признаков (рис. 115 и 116). Обладая очень крупными размерами и чрезвычайно широкими восходящими ветвями, челюсть не имеет подбородочного выступа. Таким образом, она весьма примитивна и даже в значительной степени выдерживает сравнение с нижними челюстями питекантропа и синантропа. Но зубы вполне человеческие и, следовательно, далеко ушли в своем развитии от зубов древнейших людей: поэтому мауэрский, или гейдельбергский, ископаемый человек несколько ближе к жившим позже неандертальцам.
Многие исследователи относят гейдельбергского человека к древнейшим людям. Вейденрейх же предлагает включить его в число неандертальцев. Мнение Вейденрейха не лишено оснований, так как мауэрская челюсть более или менее подходит к шапелльскому черепу. Да и древность ее, возможно, не столь глубока, так как некоторые новейшие авторы помещают ее в более позднюю - рисскую ледниковую эпоху: таким образом тейдельбержец, по их мнению, оказывается современником неандертальцев. Недавно в Тернифине (Алжир, Северная Африка) найдены три челюсти древних людей - атлантропов - с шелльскими орудиями.
В итоге, питекантроп и синантроп оказываются, насколько можно судить, наиболее древними ископаемыми людьми. Они - представители первой фазы становления человека, т. е. начального и притом весьма длительного этапа великого процесса превращения обезьяны в человека. Эти, по терминологии Энгельса, формировавшиеся люди, или переходные существа, были предками представителей второй стадии очеловечения обезьяны - неандертальцев.
Находки костных остатков и следов материальной культуры древнейших людей имеют огромное значение для развития учения об антропогенезе. Они подтверждают учение Дарвина о происхождении человека от ископаемой высокоразвитой человекообразной обезьяны и учение Энгельса о решающей роли труда в процессе ее очеловечения.

10.06.2016. Синантроп