Неандертальцы и их физический тип

Рис. Лицо неандертальца в фас и в профиль.

Неандертальская стадия эволюции гоминид представлена большим количеством костных остатков, обнаруженных в разных местностях Европы, Азии и Африки. Неандертальцы жили преимущественно в среднюю эпоху древнего каменного века, в среднем палеолите. Это время относится к первой половине максимального оледенения, соответствующего рисской эпохе. Иначе это отдаленное время называют эпохой Мустье.
Многие западные авторы приурочивают Мустье к Рисс-Вюрму и даже Вюрму. Весь средний палеолит, как мы уже говорили, занимает несколько сот тысяч лет. Более подробно его подразделяют по характеру выделки каменных орудий. Костяные орудия появляются лишь в самом конце Мустье. Характерные для неандертальцев каменные орудия были найдены при скелете юноши в нижнем гроте Ле Мустье, Франция, в 1908 г. и в других местах.
Первый череп взрослого неандертальца был найден в 1848 г. в каменоломне на скале Гибралтар (Испания). Это был весьма неполный женский череп со слабо развитым надглазничным валиком. Объем мозговой коробки составляет у него лишь 1080 см3. В 1926 г. там же были найдены каменные орудия и остатки черепа ребенка неандертальца в возрасте пяти лет.
В 1856 г. в долине Неандерталь, в устье р. Дюссель, близ г. Дюссельдорфа (Германия), в гроте фельдгофер, также была найдена черепная крышка и части скелета неандертальца. Для древних людей подобного типа вместимость мозговой коробки значительна - около 1400 см3, но лоб очень покатый, а выше глазниц располагается сплошной надглазничный валик, напоминающий подобное же образование у шимпанзе.
Вокруг черепа из Неандерталя разгорелись большие споры. По мнению немецкого ученого Рудольфа Вирхова, череп принадлежал современному человеку, но под влиянием патологических процессов принял такую своеобразную форму. Он считал, что позже на форме черепа отразилось также давление пластов земли.
Дарвин, не придавая черепу из Неандерталя должного значения, отметил лишь его древность и значительные размеры. Эта находка долгое время стояла изолированно, как и гибралтарский череп. Лишь гораздо позже начали находить все новые черепа и кости подобного типа вместе с аналогичными грубыми каменными орудиями.
Особое значение имела находка в 1908 г. остатков скелета мужчины неандертальца в возрасте 50-55 лет. Скелет был найден близ с. Ла Шапелль-о-Сен (Франция) в пещере Буффия, в самом глубоком слое.

Рис. Череп старика неандертальца из Ла Шапелль-о-Сен.

Его череп имел совокупность особенностей, характерных для большинства неандертальцев:
1) мощный надглазничный валик и сильно покатый лоб;
2) как бы сплющенный сверху вниз затылочный отдел;
3) горизонтально расположенный верхний край чешуивисочной кости;
4) несколько притупленный сосцевидный отросток;
5) плоские и скошенные назад скуловые кости;
6) верхние челюсти без Клыковых ямок, характерных для людей современного типа;
7) массивную нижнюю челюсть без подбородочного выступа.
Но вместимость мозговой коробки этого черепа очень велика, приблизительно 1600 см3, что значительно превышает среднюю вместимость неандертальских черепов.
По размерам головного мозга неандертальцы, таким образом, не уступали современному человеку. Но лобные доли у них были невелики, и мозг имел ряд черт сходства с мозгом человекообразных обезьян.
Форма черепа неандертальцев удлиненная, в частности из-за сильного развития надглазничного валика. Черепной свод очень низкий. Черепа некоторых неандертальцев по своей форме более близки к черепам современного типа, как, например, череп из Эрингсдорфа (Германия, 1914 г.).
Многочисленные находки остатков костей неандертальцев позволяют составить общее понятие о предшественниках типа современного человека. Рост их был невелик, в среднем около 160 см. Длина рук по отношению к длине ног была относительно немного короче, чем у современного европейца.
Строение длинных костей нижней конечности у неандертальцев показывает, что их ноги еще не были вполне хорошо выпрямленными в коленном суставе. У них, вероятно, была довольно неуклюжая походка, что характеризуется некоторыми другими особенностями тела. Так, позвоночник у неандертальцев имеет малую выраженность изгибов, столь характерных для людей современного типа.
В 1921 г. в Северной Родезии (Южная Африка), в пещере холма Брокен-Хилл, вместе с костями разнообразных, большей частью мелких животных, были обнаружены череп, крестец, фрагмент левой безымянной кости таза, бедренная и большая берцовая кости левой нижней конечности древнего человека. Эта находка имеет большое значение, хотя геологический возраст ее неизвестен. Кроме того, принадлежность черепа и костей скелета одному индивидууму не доказана.

Рис. 122. Сравнение очертаний черепов:
/-шимпанзе; 2 - питекантроп; 3 - синантроп; 4 - неандерталец;
б - современный человек (кроманьонец из Комб-Капелль).

Для черепа родезийского неандертальца характерен чрезвычайно мощный надглазничный костный валик с развитыми боковыми отделами, очень покатый лоб, причем вдоль лобной кости заметен невысокий костный валик; на затылочной кости есть поперечный гребнеобразный валик; затылочное отверстие располагается ближе к середине основания черепа, чем у большинства неандертальцев: это напоминает его положение у современного человека. Нижняя челюсть, не найдена но, вероятно, была крупнее гейдельбергской.
Объем мозговой коробки равен 1325 см3. По мнению некоторых ученых, очертания мозга родезийца указывают на сходство с питекантропом.
Тип родезийца представляет форму, в которой совмещены очень древние признаки (длинный череп, продольный валик на лобной кости, сильно покатый лоб, очень мощный надглазничный валик) с прогрессивными - более переднее положение затылочного отверстия, форма зубов, как у современного человека, высокий рост (около 180 см). В общем же родезиец является примитивной формой и его положение в группе неандертальцев представляется до сих пор не ясным, равно как и его значение для эволюции позднейших гоминид.

Рис. Скелеты:

/ - горилла, 2 - неандерталец и 3 - современный человек.

Некоторые авторы считают родезийца предковой формой для негроидной расы, но для этого нет достаточных оснований. Правильнее считать его одним из древних африканских представителей неандертальской стадии эволюции человека, уже обнаруживающих некоторые черты перехода к типу строения современного человека. Если полагать, что череп принадлежит другому индивидууму, чем прочие кости, то его архаичность делается нагляднее. Некоторые авторы даже полагают, что родезиец по грубости и массивности черепа напоминает антропоида вроде гориллы. Там же в Африке, но более далеко на север, в 1932 г. были обнаружены фрагментарные остатки трех черепов древних неандертальцев. Находка была сделана у озера Ньяраса, иначе Эяси, к юго-востоку от озера Виктория.

Рис. Черепа гоминид:
/ - современный человек; 2 - неандерталец из Ла Шапелль-о-Сен; 3 - неандерталец родезийский из Брокен-Хилла. Фас и профиль

Наиболее сохранившийся череп был реконструирован Вейнертом, который считает, что у него имеется очень много примитивных особенностей, как, например: мощный надглазничный и сильно выраженный затылочный валики, наибольшая ширина черепа в области сосцевидных отростков, наклон большого затылочного отверстия назад, как у антропоидов. Вместимость мозговой коробки невелика, всего около 1200 см3.
Вейнерт называет эту форму ископаемых людей обезьяночеловеком, а ньярасского человека - африкантропом. Однако. Г. Ф. Дебец и другие советские ученые полагают, что реконструкция сделана недостаточно точно. Да ее и трудно осуществить с полной точностью из-за фрагментарности находок. Многие советские антропологи считают, что африкантроп относится" скорее к неандертальцам или к формам, переходным от обезьянолюдей к первобытным людям.
О широком распространении неандертальцев по территории Старого Света свидетельствуют находки их остатков также в Азии. Для уяснения процесса развития типа человека в юго-восточной Азии большое значение приобретает находка остатков неандертальцев на острове Ява. В 1922 г. геолог Тен Хаар производил изыскания на террасе реки Соло в 30 км от Триниля - места находки питекантропа. Он обнаружил много костей ископаемых животных, например оленя, свиньи, бегемота, буйвола, носорога, крокодила, стегодона. Там же были найдены остатки пяти черепов древних людей. Среди них была и очень хорошо сохранившаяся лобная кость детского черепа. В раскопках позже принял участие В.Ф.Ф. Оппенурс, который и дал первоначальное описание черепов. Величина черепов значительная. Длина одного из них достигает 221 мм, т. е. он гораздо длиннее, чем череп средних размеров современного человека; стенки мозговой коробки толстые; вместимость ее составляет лишь 1000см3. Поназваник селения Нгандонг, близ которого был найден этот череп, его. обозначают, как "Нгандонг I". Оппенурс предложил называть обладателей этих черепов явантропами, вследствие того, что их обнаружили на Яве.
По Оппенурсу, череп I обнаруживает сходство с родезийским. Лобный отдел сильно покатый, но сам черепной свод приблизительно на 2 см выше, чем у питекантропа. Значительно развит затылочный поперечный валик. Характерен мощный надглазничный валик, по чрезвычайному развитию краев сходный с аналогичным валиком на родезийском черепе.
Многие признаки сближают яванского неандертальца с европейскими. Но объем мозговой полости черепа у него гораздо меньше, хотя череп I принадлежит старому индивидууму.
Явантропа сближает с питекантропом большая длина лобной кости и возвышение в области брегмы, т. е. пункта соединения с теменными при пересечении лобного шва со стреловидным. Зато с современным человеком его сближает хорошая выраженность сосцевидного отростка и значительная глубина сочленовной ямки, куда входит соответствующий отросток нижней челюсти.
Древность яванских черепов довольно значительна. По Оппенурсу и Кизсу, явантроп жил немногим позднее питекантропа, для которого эти авторы принимают позднеплиоце-новый возраст. Но ближе к истине мнение Осборна, по которому яванский человек жил около 150 тысяч лет назад, в 3-ю межледниковую (рисс-вюрмскую) эпоху.
На основании изучения найденных черепов Оппенурс рисует такую картину эволюции древних людей: яванский человек явился предком для родезийцев и австралийцев, синантропы же дали начало гейдельбергскому человеку и через него европейским неандертальцам. В этих построениях Оппенурса неубедительно выведение территориально столь отдаленной формы, как родезиец, от явантропа, а также гейдельбергского человека от синантропа
Путешествие синантропов в Европу не могло иметь места. Скорее можно предполагать, что в близкой к Европе области, недалеко от границы между Азией и Африкой, одновременно с синантропами развивались сходные с ними группы древних людей, из которых произошли некоторые более поздние формы, например гейдельбергский человек, европейские неандертальцы, палестинские неандертальцы и родезиец.
Вейнерт, как и Оппенурс, считает, что нгандонгский человек - это прямой потомок яванского питекантропа и предок австралийцев. Это мнение неверно, так как австралийцы прибыли на свой материк из юго-восточной Азии и притом сравнительно недавно, несколько десятков тысяч лет назад. В советской антропологии после исследования Я. Я. Рогинского гипотезе полицентризма в проблеме происхождения типа современного человека противопоставляется гипотеза моноцентризма, основанная на теснейшей генетической близости строения тела в разных группах современных людей, в частности их черепа.

Обнаружение костных остатков неандертальцев и близких к ним форм на широкой территории Старого Света дает основание полагать, что неандертальцы были предками современного человека. Трудно предположить, чтобы могло бесследно вымереть многочисленное население неандертальцев, орды которых с успехом боролись за свое существование в тяжелых условиях похолодания, охотились на животных, поддерживали огонь, жили прочными первобытными стадами.
По своему физическому типу неандертальцы в большинстве вполне могли быть предшественниками и предками современного человечества. Да и трудно предположить иной путь происхождения типа современного человека. Надо было бы тогда думать, что он зародился, например, в небольшой области Азии, откуда стремительно распространился по всей территории Старого Света, но никто уже не поддерживает этой теории миграций древнего человека.
Новейшие работы все более и более ясно подтверждают обоснованную в 1927 г. прогрессивным американским антропологом Алешом Хрдличкой гипотезу о развитии кроманьонцев из неандертальцев.
Эту гипотезу подтверждают и некоторые другие последние находки неандертальцев в Европе и Азии. Так, в 1933 г. у Штейнгейма, близ г. Штуттгарта (Германия), был найден неандертальский женский череп с малым объемом мозговой коробки и сильноразвитым надглазничным валиком. Затылочное отверстие располагается почти так же, как у современного человека. Верхний край чешуи височной кости не идет горизонтально, как обычно у неандертальцев, обезьянолюдей и обезьян, а округлый, как у современного человека.
М. А. Гремяцкий предложил делить неандертальцев на более генерализованные формы, как исходные для современного человека, и более специализированные, "классические" западноевропейские формы. На этом основании, а также исходя из других неандертальских находок, более ярко свидетельствующих о возникновении типа современного человека из типа человека первобытного, в последнее время появляются новые соображения о необходимости дифференцированного анализа обширной и разнообразной группы ближайших предшественников человека разумного.

10.06.2016. Развитие мозга у ископаемых людей