ВИЗУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Раззвитие технических средств кино, которому визуальная антропология обязана своим появлением, оказало несомненное влияние на применение киноматериалов этнографического характера в образовательном процессе. Как только этнографы получили возможность вести киносъемку в полевых условиях, в антропологических департаментах университетов США и Европы появились кинолаборатории и техника для демонстрации полевых киноматериалов.

Следует заметить, что в то время подобным материалам не придавалось самостоятельного значения: они создавались как иллюстрации к дневниковым записям этнографов и использовались главным образом как иллюстративный материал к лекциям.

Дальнейшее развитие технологий - в особенности появление видео - не только значительно упростило съемку и демонстрацию этнографических материалов, но и способствовало осознанию того, что этнографический фильм является принципиально новым видом антропологического текста, который ни в коей мере не сводим к письменному описанию исследуемой культуры и не может служить лишь иллюстрацией к последнему. Особенность "видеотекста", обусловленная использованием иного - "экранного" - языка, состоит в том, что он позволяет уловить и донести до зрителя (студента) те нюансы исследуемой культуры, которые ранее были "невидимыми" или незамечаемыми и которые никаким другим способом передать невозможно.

Конечно, видеотекст всегда создается определенным автором, и как таковой, безусловно, есть продукт интерпретации реальности. В то же время очевидна особенность "визуальной" интерпретации, ее отличие от привычного нам письменного текста. Этнографический труд (в том числе учебник) - это всегда продукт "второй интерпретации"; создавая его, исследователь имеет дело уже не с реалиями, а с текстом, описывающим эти реалии (своими полевыми дневниками). Часто происходит так, что в процессе второй интерпретации собственное "я" исследователя прячется за аналитическими построениями, а изложение материала в соответствии с методологическими установками автора превращает реальную культуру в сконструированный исследователем объект.

Особенность "визуальной" интерпретации состоит в том, что культура при этом способе исследования имеет гораздо больше шансов "проговориться", проявить свои глубинные уровни; работа оператора и монтаж не отменяют того, что на экране мы видим живых людей, за словами и поступками которых стоит их культура как реальность, а не научная абстракция.

Одновременно с этим и ученый уже не выступает бесстрастным инструментом познания; иногда он сам появляется в кадре, и мы видим (а еще чаще - слышим), как он работает.

Очевидно, что в данной ситуации перед исследователем встают новые задачи, которые не могут быть решены в сфере собственно этнографии. Например, возникают такие перспективные направления исследования, как анализ структуры экранной речи оператора - представителя "исследующей" культуры, как "биодокументальное" кино, создаваемое носителями культуры исследуемой.

Так визуальная антропология из метода исследования превращается в самостоятельную дисциплину со своим объектом, проблемами, методами, стратегиями и тактиками исследования и своей же интерпретацией полученный данных.

Это оказывает несомненное влияние на образовательный процесс: в университетах появляются отделения, школы и центры визуальной антропологии, где готовят специалистов именно в этой области гуманитарного знания.

На настоящий момент можно выделить несколько способов применения визуальноантропологических материалов в образовании.

Во-первых, это (уже ставшее традиционным) использование визуальных материалов для иллюстрации лекций, посвященных культуре того или иного этноса (региона). Это особенно актуально в тех случаях, когда иным способом передать необходимые сведения трудно или даже невозможно. Касается это главным образом описания элементов материальной культуры (жилища, костюма), технологических процессов (например, изготовления лодки), народной хореографии, жестов, в целом, всего, что связано с движением, и т.п. Больше всего для данной цели подходят классические этнографические документации; в качестве примера можно привести фильмы "Хантыйский обласок" А.Н.Михалева и "Хореографическое искусство народов Севера" М.Я.Жорницкой и А.В.Оськина.

Менее традиционным, но чрезвычайно перспективным, на наш взгляд, является использование визуальных материалов для обучения студентов-этнографов методам полевой работы.

Другой сферой применения этих материалов является подготовка специалистов в области визуальной антропологии. Образовательный процесс в данном случае имеет свою специфику: это обучение скорее уже не "фактам культуры", а методам работы с этими фактами - от выбора объекта фиксации до интерпретации полученных данных. Учебный процесс включает в себя научение навыкам операторской работы и приемам монтажа; кроме того, большое значение придается теоретическим и методологическим аспектам визуальноантропологического исследования.

Теоретическая и, более того, идеологическая направленность визуальной антропологии основана на том, что проблематика последней теснейшим образом связана с актуальной для современного гуманитарного знания проблемой постижения мировоззрения, картины мира носителей иной культуры, переводимости содержания одной культурно-исторической общности на язык другой. Английский философ Чарльз Тэйлор предлагает такой путь решения этой проблемы: он полагает, что адекватным языком для понимания какого-либо общества не может служить ни наш язык, ни язык самого этого общества. Скорее, им может быть язык "проницательного контраста", язык-посредник, каковым и становится язык кино. "Этнографический фильм, - отмечал Дэвид Макдугалл, - не является простой записью другого общества: это всегда запись встречи создателя фильма и этого общества"  (выделено мной. - О.Х.).

Визуальная антропология, таким образом, есть выражение диалога культур, это ее главная теоретическая и методологическая основа. Научение умению вести этот диалог составляет неотъемлемую часть подготовки специалистов в области визуальной антропологии. Подобная работа со студентами (этнографами, археографами и др.) ведется, в частности, в Центре визуальной антропологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

Происходящее в наши дни бурное развитие компьютерных технологий открывает новые возможности для применения визуальной антропологии в образовательном процессе. Оцифрованные кино- и видеоматериалы (что, кроме прочего, обеспечивает их более надежное хранение), размещенные в сети Интернет или на дисках, могут быть использованы в системе дистанционного обучения; совмещение аудиовизуальных и текстовых материалов в рамках гипертекста будет способствовать более глубокому постижению студентами изучаемой культуры.

Приведем пример
. В этом году была закончена работа по созданию мультимедийной компьютерной обучающей системы "Введение в визуальную антропологию. Пространственные модели в традиционных культурах", подготовленной сотрудниками Российского государственного гуманитарного университета и Государственного музея искусств народов Востока. Новый для нашей науки способ представления материала призван, по мнению создателей, восполнить ряд пробелов в подготовке студентов гуманитарных вузов. Целью проекта является развитие образовательных программ нового типа, основанных на изучении визуального языка мировой культуры и междисциплинарных методологических подходах.

Концепция данной обучающей программы основана на сравнении и анализе космологических и космогонических представлений, характерных для различных традиционных культур, сопоставлении архетипических визуальных моделей и схем мироустройства. Программа знакомит студентов с путями формирования картины мира, отраженными в визуальном языке разных традиций.

Представления о строении мира, пространстве и времени, материи и духе, а также о самом человеке и его месте в мире являются основополагающими мифологемами, сформировавшими различные типы культур. Визуальные интерпретации этих представлений являются наглядным обучающим материалом, создают благоприятное поле для сопоставлений и исследований и представляют интерес не только для студентов, но и для специалистов. Обычно мифологические представления рассматриваются с исторической или литературоведческой точек зрения, данная же система анализа, основанная на разностороннем изучении визуальной среды, уже сама по себе предполагает междисциплинарность. Разнообразные визуальные материалы, анимационные элементы, пространственные схемы и теоретические тексты обучающей программы гармонично складываются в многослойную панораму, представляющую разные традиционные культуры, создают своеобразную визуально-текстовую конструкцию, которая представляется вполне адекватной "многомерности" реальных культур и в силу этого научно релевантной.

Смещение акцентов современной культуры в сторону визуального типа коммуникаций, преобладание в средствах массовой информации языка зрительных образов делают данную работу еще более актуальной и своевременной, совмещающей в себе ценность визуальной энциклопедии и образовательного проекта, выводящего обучающихся за пределы логоцентрического и сциентистского мировоззрений.

Каждый тематический блок (традиционное понятие "лекция" недостаточно точно отражает сущность основных информационных блоков системы) являет собой результат многолетней исследовательской работы и поэтому дает возможность обучающемуся не только ознакомиться с некоторым набором эмпирических материалов, но прежде всего освоить уникальную авторскую методику их организации, структурирования и презентации. Обучение методологическим основам современной науки является одной из основных задач проекта.

Данная обучающая программа может стать полезным пособием для студентов, изучающих следующие дисциплины: этнология, культурная антропология, история и теория культуры, музеология, история искусств и др. Программа призвана обучить студентов корректной работе с культурами иного типа, научить грамотно проводить меж- и внутрикультурные сравнения, выявлять парадигматические и синтагматические отношения различных элементов культуры. В результате изучения курса студент должен знать, что представляют из себя культуры, находящиеся вне традиционной для нас парадигмы западного сознания, с отличными от нее моделями мироустройства, что такое пространственные модели в традиционных культурах; студент должен уметь дистанцироваться от логики своей культуры, опознавать устойчивые архетипические коды и модели мироздания, единые для разных культурных традиций; студент должен иметь навыки ориентации в свойственной традиционным культурам практике осознанного отношения к окружающему пространству, с умением мыслить более универсальными, абстрактными категориями, свободными от фактологических, узко-конкретных стереотипов; навыки сопоставления и анализа визуальных моделей и кодов различных культур, более активного использования образного и пространственного мышления, навыки восприятия свойственного традиционным культурам метафорического языка.

Кроме того, проект представляет интерес и в научном плане. В нем участвуют представители многих гуманитарных дисциплин, и в этой связи курс несомненно можно назвать междисциплинарным. Такой подход позволил направить усилия на достижение единой научной цели - поиск единых пространственных архетипов, что требовало от авторов выхода на универсальные, эпистемологические модели исследуемых культур. Предлагаемые материалы не подгонялись под заранее намеченные схемы, а со-полагались, как вербально, так и визуально. Это может быть началом большой и кропотливой работы по созданию "карты" пространственных моделей культур различного типа.

Крайне важными оказались новые возможности представления программы. Авторы могли позволить себе нарушить многовековую систему линейного повествования и выстраивать наррацию в пространстве виртуальной реальности, что позволило качественно изменить принципы презентации материала. Нелинейность изложения, невозможная в рамках обычной учебной лекции, совмещение различных типов информации (аудиовизуальных, текстовых и т.д.), должны, по замыслу авторов, способствовать более глубокому постижению студентами изучаемых культур. Еще одно достижение данной программы - независимость учащегося, который может выбирать разные пути изучения материала, более подробно останавливаться на интересных для себя местах, вовремя прояснять непонятное и, быть может, выходить на такие уровни анализа, которые остались вне поля зрения авторов курса. Однако, в этой связи приходилось решать не только технические, но и многие теоретические проблемы, возникающие перед составителями программ с подобными возможностями. Одна из важнейших проблем - степень свободы обучающегося и ослабленные возможности регулирования процесса обучения преподавателем.

Неотъемлемой частью курса, посредством которой реализуются на практике поставленные в программе цели и задачи, является компьютерная (в том числе рассчитанная на Internet) обучающая мультимедийная справочно-информационная система, с помощью которой преподаватель проводит лекционные и семинарские занятия в специально оборудованной аудитории, а любой студент имеет возможность самостоятельно изучить как курс в целом, так и его фрагменты. Компьютерная система включает:

  •  
    •  
      •  
        •  
          • два уровня- краткий и подробный- основного текста;
          • контекстную хрестоматию;
          • общую хрестоматию;
          • глоссарий;
          • списки литературы для обязательного и факультативного изучения;
        • • фото-, видео- и анимационный материал.

Программа строится как система взаимосвязанных оболочек, которые могут меняться местами. Так, вводная лекция, в традиционном повествовании стоящая первой, в данном случае берет на себя функции диспетчерской и может быть актуализирована в любой момент работы с программой.

Все элементы пронизаны цепочками смысловых соответствий, и обучающийся имеет возможность одновременно работать не только с одной выбранной темой, но и в системе межтематического доступа, выбирая необходимые ему материалы из разных блоков. При этом речь идет не только о текстовых, но и о визуальных материалах.

Учащийся может выбрать для себя любую степень освоения смыслового отрезка программы (конспективную или полную). При этом важно то, что границы отрезков определяются не обучающимися, а заложены авторами в системе курса.

Обучающийся может пройти различные системы тестов, позволяющих оценить степень освоенности представленных материалов. Здесь активно используются возможности компьютерных систем.

Глоссарий, устроенный по системе гипертекста, позволяет в любой момент получить дополнительную информацию по непонятному термину или просто расширить представления об интересующем элементе исследования.

Контекстная хрестоматия позволяет обратиться к фрагментам исследований и к источникам, необходимым для расширенного усвоения материала.

Общая хрестоматия дает возможность углубить представления о предмете по параллельным источникам.

Данная обучающая система существует в двух версиях: на CD-Rom и в глобальной сети Internet. Дизайн систем практически идентичен, однако функциональные возможности несколько разнятся. Дадим краткое пояснение всем функциям.

Если система записана на CD-Rom, работа начинается с ее инсталляции (установки) на компьютер. Система работает под операционной средой "Windows 95" или "Windows NT". Общий объем системы на дисках - 980 Мб. Требования к процессору: 486 DX и выше, 8 Мб Ram и выше, рекомендуется видеорежим 800х600х256. Необходима звуковая плата. Для работы с сетевой версией необходимо обеспечить подключение к Internet. Процесс инсталляции имеет диалоговой интерфейс, т.к. диалоговая версия системы работает с браузерами Microsoft Internet Explorer и Netscape Navigator (если программа отсутствует на компьютере пользователя, она будет установлена с диска). Система реализована таким образом, чтобы пользователь сумел быстро адаптироваться при работе с сетевой версией.

Предполагается, что пользователь будет работать с системой достаточно продолжительное время, поэтому разработчики прилагают три вида оформления дизайна меню системы, построенных по единой визуальной концепции. Стилистические решения были выбраны, исходя из анализа существующих на рынке обучающих систем и электронных мультимедийных энциклопедий. Особое внимание было уделено удобству интерфейса для пользователя и навигации по курсу в целом.

Информационно-исследовательская система имеет трехфреймовую структуру: левое поле - левый фрейм - управляющий, верхнее поле - верхний фрейм - вспомогательно-управляющий, нижний фрейм - содержательный. Пользователь может изменять границы фреймов и устанавливать необходимый размер. Эту процедуру возможно выполнить следующим образом: подвести мышь к линейке разграничения фреймов, нажать левую клавишу мыши и, не отпуская, переместить вправо или влево, вверх или вниз в зависимости от типа фрейма.

Основное назначение управляющего фрейма (левого) - дать возможность пользователю оперативно переходить от одного типа информационных ресурсов к другому - от текста к графике, к видео, а также, не выходя из содержательной части, решить проблемы поиска дополнительной информации. Этот фрейм наиболее часто используется при проведении лекционных занятий. Фрейм состоит из следующих исполнительных блоков (на экране они выглядят как клавиши с соответствующими надписями): "Содержание", "Источники", "Сценарии", "Инфотека", "Конспект", "Контроль", "Галерея", "Медиа", "Связь" и "Поиск".

При активизации клавиши "Содержание" в верхнем фрейме появляется список:

  •  
    •  
      •  
        •  
          •  
              Введение
              Программа курса
              Тематическое содержание курса
              Глоссарий
              Хрестоматия

Для получения более подробной информации, например о "Введении" или составе тематического содержания, пользователь должен подвести курсор к рубрике "Введение" или "Тематическое содержание" и щелкнуть левой клавишей мыши, при этом в нижнем окне появится соответствующий текст.

Пример: "Введение"

Вам предлагается система дистанционного образования "Пространственные модели в традиционных культурах"

Это не совсем курс, в обычном понимании, скорее это образовательная или лучше - "живая" интеллектуальная мультимедийная среда. "Живая" потому, что она постоянно расширяется и обновляется, а, кроме того, предлагаемые Вам варианты раскрытия тем и проблем курса носят рекомендательный характер: вы всегда можете выбрать свой "личный маршрут" в этой среде, воспользоваться имеющимися базами данных для более детального изучения темы, проблемы, события.

"Программа курса"

Пояснительная записка

Тематическое содержание программы

Методическое обеспечение курса

Список литературы для обязательного изучения

Список литературы для дополнительного изучения

"Тематическое содержание"

Для перехода к информации любого подраздела содержания необходимо щелкнуть мышью на интересующем разделе в верхнем фрейме, и в нижнем окне появится соответствующая информация. Вначале следует управляющий бар, состоящий из навигационных стрелок; нажав на них курсором, можно переходить от страницы к странице; затем бары "Хрестоматия", "Музеи", "Самоконтроль", "Авторы", "Источники" и "Сценарий".

"Хрестоматия" служит для перехода к блоку системы, где собраны тексты различных научных работ. При этом автоматически "подгружается" научная работа, текст которой нужен при изучении соответствующей "страницы" системы (из которой была вызвана "хрестоматия").

"Музеи" - соответствующая отсылка на дополнительную информацию по тематике "страницы", отсылка на реальные экспозиции в музеях мира и на виртуальные, находящиеся в глобальной компьютерной сети.

"Авторы". Данная функция дает возможность получить сведения о создателях данной страницы, авторах текстовой и видеографической информации.

"Самоконтроль" - данная функция позволяет студенту проконтролировать усвоенные знания, выбирая ответы из нескольких вариантов; при неправильном ответе можно вернуться в соответствующую тему и повторить материал.

На каждой странице внутри текстового блока информации помещены графические файлы небольших размеров, дающие представление об объекте изображения. Их можно увеличить, нажав мышью на рисунок. (В тех случаях, когда предусмотрено увеличение размеров, при наведении курсора на рисунок появляется символ руки.) Вернуться к исходной странице после просмотра рисунка можно, нажав на клавишу "back" браузера, находящуюся в левом верхнем углу управляющей панели. При подведении курсора к рисунку также появляется "всплывающая" подсказка: информация о том, что изображено и, если это требуется, о месте хранения оригинала (для картин, книг, и т.д.)

Вторая функция левого управляющего фрейма - "Источники". При нажатии на эту рубрику в верхнем вспомогательном фрейме появятся дополнительные "клавиши": "Глоссарий", "Хрестоматия", "Литература".

"Хрестоматия" содержит выдержки из научных работ (некоторые работы приведены полностью). При проведении семинаров по курсу из системы можно распечатать необходимые работы и затем проводить обсуждение со студентами (при очной системе обучения). Необходимо отметить еще одну весьма важную особенность: наличие систематизированной информации с оперативным доступом к ней плюс гипертекстовые ссылки с содержанием курса.

"Литература". При активизации клавиши "Литература" в нижнем фрейме появляется информация о наличии списков литературы.

Функция левого управляющего фрейма - "Инфотека". При нажатии на нее в верхнем вспомогательном фрейме появятся дополнительные "клавиши" - "Архивы", "Библиотеки", "Музеи" и "Базы данных". Данная функция позволяет пользователю получить информацию о ресурсах и местонахождении архивов, библиотек, музеев, где содержатся материалы, имеющие прямое или косвенное отношение теме курса. Кроме того, если информационные ресурсы этих организаций размещены в глобальной компьютерной сети, пользователь имеет возможность прибегнуть к ним (при условии его подключения к сети Internet). За счет организованных ссылок на сайты виртуальных архивов, библиотек, музеев по всему миру, пользователь системы становится одним из членов виртуального сообщества по предметно ориентированной области.

Функция левого управляющего фрейма - "Конспект". При нажатии на нее в верхнем вспомогательном фрейме появятся дополнительные "клавиши": "Очное обучение", "Дистанционное обучение". Эта функция предоставляет возможность студенту распечатать конспект-организатор по курсу. Конспект-организатор - это специальный раздаточный материал, интенсифицирующий работу студента в процессе изучения материала курса. Его специфика состоит в том, что помимо справочно-информационной функции он выполняет функцию активизатора творческой деятельности студента, которому приходится выполнять специально разработанные задания; конспект является также эффективным средством контроля текущей успеваемости студента. Следует отметить новый подход к решению задачи дистанционного обучения с использованием конспекта-организатора. Студент "читает курс" с экрана монитора и делает свои заметки в конспекте, который, в свою очередь, может быть распечатан или помещен в текстовой редактор (например, MS Word).

"Контроль". При нажатии на эту кнопку в верхнем вспомогательном фрейме появятся дополнительные "клавиши" - "Самоконтроль" и "Зачет".

При активизации функции "Самоконтроль" в нижнем фрейме появляется перечень частей, разделов и подразделов курса с наличием внутренних гиперссылок. После выбора соответствующего раздела студенту в этом же, нижнем фрейме предлагается несколько вопросов (их количество различно для разных тем) и по три альтернативных ответа. Выбирая ответ, студент получает указание на правильность выбора, и при неправильном выборе система может "перевести" студента в соответствующий раздел для повторного изучения. На систему самоконтроля возможно выйти не только через управляющее меню, но и с каждой страницы курса путем активизации внутреннего бара "Самоконтроль".

"Связь". При нажатии на нее в верхнем вспомогательном фрейме появятся дополнительные "клавиши": "Конференции", "Е-Mail". Эти функции необходимы только когда пользователь подключен к глобальной сети Internet.

"Конференции" необходима как для общения студентов между собой, так и для связи с преподавателем. При этом возможна передача аудио-, видео-, текстовой, графической информации, транслируемой с помощью программы Microsoft NetMeeting 2.0 (для работающих с диском эта программа входит в инсталляционный пакет поставки). Данная программа может обеспечить проведение дискуссии с неограниченным количеством пользователей.

"Е-Mail" - это обычная услуга электронной почты для связи преподавателя со студентами.

Последняя функция основного меню - "Поиск" - раскрывается в верхнем фрейме как "Поиск по системе" и "Поиск по Интернет". При вызове функции "Поиск по системе" в нижнем фрейме появляется строка для запроса поискового фрагмента. Поиск будет осуществлен по всем страницам системы.

"Поиск по Интернет". Функция необходима для поиска в глобальной сети. При нажатии на эту "клавишу" в нижнем фрейме появляется перечень основных поисковых серверов глобальной сети Internet: AltaVista, Rambler, Infoseek и другие.

В заключение отметим, что возможна одновременная активизация системы и, например, текстового редактора "Word". При этом можно копировать текстовую и графическую информацию из системы в редактор, используя стандартные процедуры копирования "Windows".


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
Тема 1. Мусульманские космогонические представления в миниатюрной живописи Сефевидского Ирана. М.Д.Назарли.

Тема 2.
Янтра и образ (о принципах моделирования культового изображения в индийской традиции). Э.В.Ганевская.

Тема 3.
Визуальные образы мира в сибирском шаманизме. Е.С.Новик, О.Б.Христофорова.

Тема 4.
Пространственно-временные модели в искусстве кочевников центральной азии. Т.В.Сергеева.

Тема 5.
Сосуд как модель мира в традиционных культурах. Т.К.Мкртычев, И.И.Шептунова.

Тема 6.
Архитектура как способ организации пространства в традиционных культурах. Т.К.Мкртычев, И.И.Шептунова.

Тема 7.
Компаративные ряды пластических космологем Т.К.Мкртычев, И.И.Шептунова.

Другие записи

10.06.2016. Этнограф и “другой”: логика развития этнографического самосознания в ХХ веке
Я называю этнографию инструментом медитации, потому что, обращаясь к ней, мы не ищем ни знания, ни руководства к действию, ни даже развлечения. Обращаясь к этнографии, мы отправляемся в иного рода…