Грудные дети

Особенностью грудничков, а это дети от 4 недель до 1 года, является их
интенсивное физическое, в том числе двигательное, психическое и
интеллектуальное развитие. В первые 3 месяца рост увеличивается на 9 см, с 4
по 6 мес. -- на 7,5 см, с 7 по 9 мес. -- на 4,5-6,0 см, и с 10 но 12 мес. --
на 3 см. В среднем эта сумма составляет 24-27 см.
Вес удваивается к 4-5 мес. и утраивается к году. Точнее определить можно так:
в течение первого полугодия ребенок должен прибавлять каждый месяц по 800 г, а
в течение второго -- по 400 г ежемесячно.
Происходит резкий "скачок" в совершенствовании двигательных функций -- от
полной беспомощности до самостоятельной ходьбы и манипуляций с игрушками.
Вместе с тем из-за недостаточной зрелости пищеварительного тракта еще довольно
часты желудочно-кишечные заболевания. Но питание только грудным молоком
приемлемо лишь в первые 4 месяца. С введением прикорма другими продуктами
изменяется процесс их переваривания и начинают вырабатываться пищеварительные
соки несколько иного состава.
Обмен веществ ввиду возросшей нагрузки подвержен нарушениям: могут возникнуть
рахит и анемия (малокровие). В грудном возрасте ребенок теряет приобретенный
материнский иммунитет, а собственный еще недостаточно развит. Это (а также
особенности строения его дыхательной системы -- незрелость тканей легкого,
узость носовых ходов, трахеи, бронхов) вызывает частые пневмонии, бронхиты,
вирусные заболевания (грипп, ОРВИ). Противовес им -- закаливание детей:
массаж, гимнастика, водные процедуры.
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ.
Кожа: очень нежна, легко ранима. В связи с несовершенной теплорегуляцией легко
наступают перегревание или переохлаждение организма.
Подкожно-жировой слой. Масса его нарастает, что может явиться причиной крайне
нежелательного ожирения.
Костная система: Соединения костей черепа становятся более прочными. К 1-2
мес. закрывается малый родничок, а к году -- большой. Слишком раннее их
зарастание, которое бывает при патологиях обмена веществ, вызывает сжатие и
последующую деформацию головного мозга, позднее (при определенных условиях)
сопутствует гидроцефалии -- водянке головного мозга.
Прорезывание зубов начинается в 6-8 месяцев. Вначале появляются 2 нижних зуба,
затем 2 -- верхних, после них -- еще 2 верхних по бокам от предыдущих, и,
наконец, 2 нижних по бокам от предыдущих нижних, т.е. годовалый ребенок должен
иметь 8 зубов. Появление их сопровождается небольшим повышением температуры,
беспокойством, бессонницей, недомоганием. Это не должно волновать родителей,
так как такие проявления бывают у большинства здоровых детей. Чтобы зубы
прорезывались быстрее -- дайте ребенку погрызть специальное резиновое колечко,
морковку. Небольшую температуру (до 38ЬС) "сбивать" не следует -- она
естественная защитная реакция организма (см. также гл. Стоматология).
Мышечная система. Если поза, когда у ребен ка руки в покое согнуты в локтях, а
ноги -- в коленях и притянуты к животу, поза оправданная до 2,5 мес.,
сохраняется и дальше, необходима консультация невропатолога, т.к. это может
быть признаком неврологического заболевания.
Дыхательная система. Глубина дыхания увеличивается благодаря дальнейшему
развитию легких.
Состояние следует учитывать по следующим параметрам: до 3 мес. частота дыханий
составляет в 1 мин. 40-45, в 4-6 мес. -- 35-40, в 7-12 мес. -- 30-35
вдохов-выдохов. У детей до 1 года на 1 дыхание должно приходиться 3 удара
пульса.
Сердечно-сосудистая система. В возрасте до 1 года усиленно нарастает масса
сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, составляя 125 ударов в минуту.
Артериальное давление, наоборот, постепенно увеличивается до 90/63 мм рт. ст.
Пищеварительная система. Органы еще недостаточно функционально зрелые, поэтому
до возраста 4,5-5 мес. ребенок питается в основном грудным молоком, в
промежутках между кормлениями его допаивают кипяченой водой, слабым раствором
глюкозы (5 %) или солевым физиологическим раствором (0,9 % раствора поваренной
соли). Постепенно начинают давать соки, каши, творог. Новые продукты следует
вводить в рацион очень осторожно, отмечая, не возникает ли аллергической
реакции в виде сыпи, зуда, покраснения и других проявлений непереносимости.
Следует помнить, что у грудных детей интенсивность всасывания в кишечнике
питательных веществ очень высока. На 1 кг массы их тела требуется в 2-2,5 раза
больше пищи, чем взрослому.
Мочеполовая система. Объем мочевого пузыря увеличивается, стенки становятся
эластичнее. К концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15-16 раз
в сутки.
Нервная система. Уже в самом начале грудного периода ребенок начинает
фиксировать взгляд на ярких предметах, при появлении чувства голода плачет,
сосет пальцы, при близости материнской груди оживляется, поворачивает голову,
производит сосательные и глотательные движения. В этом возрасте уже становятся
более сильными мышцы шеи и спины, и ребенок, лежа на животе, ненадолго
приподнимает голову, а в вертикальном положении несколько секунд удерживает ее
прямо. При прикосновении к подошвам ребенка, лежащего на животе, он
отталкивается ногами и пытается ползти, а если поддерживать его под мышки,
опирается ногами.
Двухмесячный удерживает голову в течение более длительного времени. Он следит
за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы. В ответ на
обращение к нему улыбается, "гулит". При прикосновении к стопам ребенок уже не
пытается ползти -- этот рефлекс исчезает. В 3 месяца не только свободно
удерживает голову, но и легко переворачивается со спины на живот. Более точно
улавливает направление звука и поворачивается в его сторону. При близости
груди матери, бутылочки или ложки открывает рот, тянется. П роя вляет чувства
-- любит, когда с ним играют, а если перестают заниматься, кричит.
В 4 месяца уже садится при опоре и поддержке. Начинает определенным образом
реагировать на знакомые и незнакомые лица. Не только улыбается, но и смеется.
5-месячный ребенок уже хорошо знает мать, различает топ голоса, с которым к
нему обратились. Движения его становятся более уверенными, он стоит на ногах,
поддерживаемый под мышки.
6-месячный самостоятельно садится и сидит без поддержки. Пытается ползать на
четвереньках, при поддержке встает и делает попытки переступать ногами,
переворачивается с живота на спину. Может есть с ложки.
Начинает произносить первые слоги: ма, ба, па и др.
7-месячный ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно, при
опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами.
Повторяет слоги: ма-ма, па-па и др.
8-месячный ребенок свободно ползает, встает и сам садится, цепляясь за
кроватку.
Повторяет заученные движения, хлопает в ладоши. Встает и пробует ходить при
поддержке за руки. Мимика становится разнообразной.
9-месячный выполняет довольно сложные движения -- перебирает игрушки,
выполняет простые просьбы: "дай ручку" и др.
Ищет спрятанный предмет. Пытается стоять, не опираясь. Ходит, держась за руку.
Садится из вертикального положения.
10-месячный сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку.
Подражает движениям взрослых. Начинает произпсить простые слова.
11-месячный ребенок встает, садится, нагибается. Знает названия некоторых
предметов и показывает их. Понимает запрещения и выполняет просьбы. В конце
первого года делает первые шаги без поддержки. Произносит отдельные слова. Его
запас около 10 слов.

Другие записи

10.06.2016. Грудные дети: занятия, воздушные ванны, закаливание и гимнастика
ЗАНЯТИЯ: От 1 до 3 месяцев. Выкладывать ребенка на живот не только перед кормлением, но и в середине бодрствования, периодически подставлять к стопам ребенка свою ладонь (опора при ползании). От…
10.06.2016. Дети дошкольного возраста
От 3 до 7 лет постепенно выпадают молочные зубы, их заменой на постоянные завершается т.н. период "молочных зубов". В этом временном интервале явно физическое и умственное возмужание. К концу его дети…
10.06.2016. Дети младшего школьного возраста
От 7 до II лет значительно улучшается память, совершенствуется координация движения, способность к обучению письму. С началом занятий в школе дети проводят уже гораздо меньше времени на воздухе, часто…
10.06.2016. Дети старшего школьного возраста
Возраст от 12 до 17-18 лет называют отрочеством. Оно характерно прежде всего резким изменением функции эндокринных желез. Для девочек наступает время бурного полового созревания, для мальчиков -- его…