Андрей Везалий

Время, когда жил Андрей Везалий (1514-1564), выдающийся ученый, врач-анатом, хирург, называлось эпохой Возрождения. Ушло мрачное средневековье, подавлявшее сознание людей церковными догмами, суевериями, требованиями рабского подчинения признанным авторитетам. С новой эпохой пришло стремление возродить и использовать богатое наследие античной культуры: материалистические взгляды в науке, реализм в искусстве. В ряде стран Европы в это время появились труды величайших художников, писателей, ученых. Одним из великих людей эпохи Возрождения был и Андрей Везалий.
Он родился в г. Брюсселе в семье врачей. Интересы окружающих, несомненно, повлияли на интересы и стремления юного Везалия. Он учился в школе и в университете г. Лувена, где получил разностороннее образование, изучил греческий и латинский языки. Очевидно, Везалий прочел о медицине немало книг древних и современных ему ученых, так как его труды говорят о глубоких знаниях.
С каждым годом все больше проявлялся страстный интерес Везалия к изучению медицины, к анатомическим исследованиям. В свободное от учения время он у себя дома тщательно препарировал тела животных: мышей, кошек, собак, с увлечением изучал строение их организма. Стремясь совершенствовать свои знания в области медицины, Везалий в возрасте 17 лет направился в Парижский университет, чтобы слушать лекции прославленного анатома Сильвия. Уже тогда юный Везалий критически относился к тому, как в то время преподавалась анатомия, и старался углублять свои знания, изучать многое путем проведения опытов.
Ученый справедливо считал анатомию основой медицинских знаний, и целью его жизни стало стремление возродить опыт далекого прошлого, развить и усовершенствовать метод изучения анатомии человека. Однако церковь, препятствовавшая развитию естественных наук, запрещала вскрытие трупов людей, считая это кощунством.
В 1537 г. молодой ученый приехал в Венецианскую республику, в университет города Падуи. Правительство Венецианской республики поощряло развитие науки о природе и стремилось расширить работу ученых в университете. Здесь Везалий мог свободнее заниматься анатомическими исследованиями. Талантливого исследователя, получившего за свои труды звание доктора медицины, определили на кафедру хирургии преподавать анатомию.
На лекциях он сам производил вскрытие трупов. Учащаяся молодежь, воодушевленная смелыми опытами Везалия, с большим интересом слушала его лекции. Число студентов в аудитории доходило до 500 человек.
Новый, наглядный способ обучения анатомии, заменивший чтение текстов старых описаний, был связан с большими трудностями. Но Везалий был неутомим в своем стремлении показать истинную природу человеческого тела. Он добился от врачей разрешения исследовать трупы умерших больных, вошел в доверие к судьям и получал трупы казненных преступников для публичных демонстраций вскрытия.
Несколько лет настойчивого труда позволили Везалию и его ученикам яснее представить науку об организме человека. Он изучал, переводил и переиздавал труды ученых-медиков прошлого - знаменитого римского врача II в. н. э. Галена, великого среднеазиатского медика XI в. Авиценны и многих своих предшественников анатомов. Но в их трудах он нашел немало ошибок. "Даже крупнейшие ученые,- писал Везалий,- рабски придерживались чужих оплошностей". Ученый стал доверять только самой подлинной книге - книге человеческого тела.
Он поставил целью решить великую задачу - правильно описать расположение, формы и функции органов человеческого тела.
Результатом страстного и упорного труда ученого явился знаменитый трактат в семи книгах, озаглавленный "О строении человеческого тела". Везалий написал его, когда ему исполнилось только 28 лет. Это был гигантский научный труд, в котором вместо отживших догм излагались новые научные взгляды. Он отразил культурный подъем человечества в эпоху Возрождения.
Книгу Везалия украшают прекрасные рисунки Стефана Калькара, ученика великого итальянского художника Тициана. Характерно, что изображенные на рисунках скелеты стоят в позах, свойственных живым людям, и пейзажи, окружающие некоторые скелеты, говорят о жизни, а не о смерти. Весь этот труд Везалия направлен на пользу живого человека, на изучение его организма, на сохранение здоровья и жизни. Каждая заглавная буква в трактате украшена рисунком, изображающим детей, изучающих анатомию. Так было в древности - искусство анатомирования преподавалось с детства, знания передавались от отца к сыну. В книге дан портрет Везалия, где он изображен во время публичной лекции и вскрытия трупа человека.
Труд Везалия взволновал умы ученых. Смелость его научной мысли, его открытия привлекли к нему многих последователей. Однако у него появилось и много врагов. Немало горя испытал великий ученый, когда его покинули даже ученики. Знаменитый Сильвий, учитель Везалия, назвал его "Везанус", что означает безумный. Он выступил против Везалия с резким памфлетом, который назывался "Защита против клеветы на анатомические работы Гиппократа и Галена со стороны некоего безумца"
Везалий пытался бороться, читал лекции, отстаивал правильность своего учения, основанного на опыте, но ненависть и зависть были ответом на неопровержимые истины, которые так ясно и наглядно доказывал великий анатом.
Борьба сломила его волю и вселила горькие сомнения. В порыве отчаяния Везалий сжег многие свои труды, прекратил преподавание анатомии.
Он согласился занять пост придворного врача короля Испании. Свои обширные познания в анатомии человека ученый использовал во врачебной практике. Он лечил больных, изучил много лекарственных средств, написал труды по хирургии и трактат "О китайском корне".
Везалий пытался заниматься и научными исследованиями, но гнет инквизиции, преследования духовенства, которое ученый высмеивал в своих трудах, создали для него слишком тяжелую обстановку.
О последних годах жизни Везалия известно немногое. В письмах его современников высказывается предположение, что за вскрытие умершего, у которого еще сокращалось сердце  (такое явление встречается чрезвычайно редко), инквизиция приговорила Везалия к смертной казни. По указанию короля казнь была заменена паломничеством в Палестину "для искупления грехов". В 1564 г. Везалий с женой и дочерью покинул Испанию. Оставив семью в Брюсселе, он отправился в далекий путь. По дороге в Иерусалим ученый остановился в Венеции.
Везалия не оставляла мысль о возвращении к занятиям анатомией. Существует предположение, что сенат Венеции предложил ему снова занять кафедру в Падуанском университете. Но мечта ученого вернуться к научным исследованиям не осуществилась. На обратном пути из Иерусалима корабль, на котором плыл больной Везалий, потерпел кораблекрушение. Везалий попал на остров Занте (Греция), где вскоре умер. Нам неизвестно место его погребения. Но лучшим памятником ученому, борцу за прогрессивную науку, служит его великий труд о строении человеческого тела

Другие записи

10.06.2016. Иван Петрович Павлов
Ни один физиолог мира не был так знаменит, как Иван Петрович Павлов (1849-1936) - творец материалистического учения о высшей нервной деятельности животных и человека. Это учение имеет огромное практическое…
10.06.2016. Ганс Селье
Благодаря Гансу Селье каждый знает, что чувство тревоги, раздражительности или злобы - нечто иное, как стресс. Этот термин прочно завоевал себе место в медицинских справочниках, энциклопедиях и в нашем…
10.06.2016. Герман Гельмгольц
В 1847 г. в Германии вышла небольшая книга "О сохранении силы". В ней подробно обоснован закон сохранения энергии. Он лежит в основе современного естествознания. 26-летний автор книги был врачом-хирургом…
10.06.2016. Иван Михайлович Сеченов
Опыт "Белой дамы" - так называл один из своих экспериментов ученый. На самом деле в нем участвовала не дама, а обыкновенная квакуша. На лабораторном столе стоял простенький штатив, на нем была подвешена…
10.06.2016. Антони ван Левенгук
В один из теплых майских дней 1698 г. на большом канале близ города Делфт в Голландии остановилась яхта. На борт ее поднялся пожилой, но очень бодрый человек. Весь вид его говорил о том, что привело его…