Ассоцианизм Гартли

Наиболее ярко идеи Просвещения исповедовались на французской почве в преддверии революции, покончившей с феодально-абсолютистским строем. В Англии, где буржуазные отношения утвердились раньше, чем во Франции, главным идеологом Просвещения стал Дж. Локк. Его соотечественник физик и математик И. Ньютон (1643-1727) создал новую механику, повсеместно воспринятую как образец и идеал точного знания, как великое торжество разума.
По образцу ньютоновой картины природы английский врач Дейвид Гартли (Хартли) (1705-1757) попытался представить психический мир человека. Он изобразил его продуктом работы организма как "вибраторной машины". По мнению Гартли, вибраций внешнего эфира посредством вибраций нервов вызывают вибрации мозгового вещества, которые переходят в вибрации мышц. Параллельно этому в мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические коррелаты этих вибраций-от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий. Все это происходит на основе закона об ассоциациях.
Понятие об ассоциациях с давних пор использовалось для объяснения связи идей. Однако они считались связями "второго сорта", иными, чем те связи между мыслями, которые устанавливаются разумом. Более того, Локк, который ввел в научный оборот термин "ассоциация", называл ее "своего рода сумасшествием". Гартли же придал ассоциации характер всеобщего механического закона, применимого ко всем формам психической деятельности, уподобив его закону всемирного тяготения Ньютона.
В своем труде "Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях" Гартли доказывал, что психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения первичных сенсорных элементов посредством их ассоциаций (т. е. в силу смежности этих элементов во времени и частоты повторений их сочетаний). Что касается общих понятий, то они возникают, когда от прочной ассоциации, неизменной в различных условиях, отпадает все случайное и несущественное. Совокупность этих постоянных связей удерживается благодаря слову, .которое выступает как фактор обобщения.
Наряду с познавательной функцией слово (его физический базис-опять-таки вибрация) исполняет также и волевую. Так, у ребенка связь между словом и поступком сначала устанавливают взрослые, а затем он совершает этот поступок по собственной воле. При этом организацию поведения регулируют две мотивационные силы: удовольствие и страдание. По законам ассоциации они соединяются с различными объектами. Задача воспитания как раз и сводится к закреплению у людей таких связей, которые бы отвращали от безнравственных дел и доставляли удовольствие от совершения нравственных, социально ценных поступков. Соответственно, чем эти связи прочнее, тем больше шансов у человека стать нравственной добродетельной личностью, а у общества в целом-сделаться более совершенным.
Установка на строго причинное объяснение того, как возникает и работает психический механизм, а также подчиненность этого учения решению социально-нравственных задач - все это придало схеме Гартли широкую популярность. Ее влияние и в самой Англии, и на континенте было исключительно велико, причем оно распространялось на различные отрасли гуманитарного знания: этику, эстетику, логику, педагогику.
Учения об ассоциациях английских мыслителей XVIII века, как в материалистическом, так и идеалистическом вариантах, направляли научные поиски многих западных психологов двух последующих веков. Какой бы умозрительной ни была деятельность нервной системы у Гартли, она по существу представала в виде органа, передающего внешние импульсы от органов чувств через головной мозг к мышцам, т. е., иначе говоря, в виде рефлекторного механизма. В этом плане Гартли стал восприемником декартова учения о рефлекторной природе поведения. Правда Декарт, наряду с рефлексом, вводил второй объяснительны" принцип-рефлексию, особую активность сознания. Гартли же наметил перспективу бескомпромиссного объяснения, исходя из единого принципа и тех высших проявлений психической жизни, которые дуалист Декарт относил к нематериальной субстанции.
Эта гартлианская линия вошла в ресурс научного объяснения психики в новую эпоху, когда рефлекторный принцип был воспринят и преобразован Сеченовым и его последователями.

Другие записи

10.06.2016. Феноменолизм Беркли и Юма
По иному истолковали принцип ассоциации два других английских мыслителя этой эпохи-Джордж Беркли (1685-1753) и Дэвид Юм (1711-1776), считавшие первичным не физическую реальность, не жизнедеятельность организма,…