А. Н. Леонтьев

Положение о том, что все происходящее в психической сфере человека укоренено в его деятельности, было сформулировано Алексеем Николаевичем Леонтьевым (1903-1979). Поначалу он следовал линии, намеченной Выготским, но затем, высоко оценив идеи Басова о "морфологии" (строении) деятельности, предложил свою схему ее организации и преобразования на различных уровнях: в эволюции животного мира, истории человеческого общества, а также в онтогенезе, т. индивидуальном развитии человека ("Проблемы развития психики", 1959).
Леонтьев подчеркивал, что деятельность-это особая целостность, включающая различные компоненты (мотивы, цели, действия), которые образуют систему. Различие между деятельностью и действием он пояснил на следующем примере. Загонщик, участвуя в первобытной коллективной охоте, скрывается в засаде. Мотивом его деятельности служит потребность в пище. Удовлетворяет же он эту потребность, отпугивая добычу. Из этого следует, что деятельность определяется мотивом, тогда как действие-той целью, которая им достигается (спугивание дичи) ради реализации этого мотива.
Аналогичен психологический анализ ситуации обучения ребенка. Школьник читает книгу, чтобы сдать экзамен. Мотивом его деятельности может служить сдача экзамена и получение оценки, а действием-усвоение содержания книги. Возможна, однако, ситуация, когда чтение само станет мотивом и увлечет учащегося настолько, что он сосредоточится на нем независимо от экзамена и отметки. Тогда произойдет "сдвиг" мотива (сдача экзамена) на цель (изучение содержания книги), т. е. появится новый мотив, а прежнее действие превратится в самостоятельную деятельность.
Уже из этих простых примеров видно, насколько важно, изучая одни и те же объективно наблюдаемые действия, раскрывать их внутреннюю психологическую подоплеку. Обращение к деятельности как присущему человеку способу существования позволяет включить в широкий социальный контекст изучение основных психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), образующих внутренне связанную систему, в которой и представлен предмет психологии как науки, его главные "блоки".

Другие записи

10.06.2016. Л. С. Выготский
Лев Семенович Выготский (1896- 1934), не ограничившись общими формулами марксистской философии, предпринял попытку почерпнуть в ней положения, позволившие психологии выйти на новые рубежи в ее собственном…
10.06.2016. М.Я. Басов
Иной подход к разработке предметной области психологии наметили исследователи, которые, ориентируясь на марксизм, видели причину формирования сознания и его проявлений в деятельности. Это понятие многозначно.…
10.06.2016. Н.Н. Ланге
В университетской психологии доминировала принятая в западных странах трактовка психологии как науки о сознании или душевных явлениях, изучаемых субъективным методом. Лишь в одном из университетов (Одесском)…
10.06.2016. П. П. Блонский
Павел Петрович Блонский (1884-1941), занимаясь практикой обучения и воспитания, смог соотнести успехи наук о поведении (идеи Павлова и Бехтерева) с тенденциями развития мировой философско-психологической…
10.06.2016. Репрессированная наука
Развитие русской психологической мысли в советский период шло в сложных социокультурных условиях. Октябрьская революция коренным образом изменила всю страну. Новые социальные проблемы возникли и перед…