Изучение агрессии у детей с различной аффективной патологией

МГУ им. М.В. Ломоносова
Ключевые слова: психология, медицинская и клиническая психология, психиатрия, агрессия, аффективная патология.

1. Проблема агрессии у детей и способы ее диагностики является предметом многих исследований в клинической психологии. Актуальность таких исследований связана с необходимостью разработки способов дифференциальной диагностики аффективных нарушений у детей, с увеличением числа психических заболеваний с агрессивной симптоматикой и усилением социально-психологической дезадаптированности детей в современном обществе.

2. Сложная природа и многообразие детской агрессивности затрудняет выделение диагностических индикаторов и критериев агрессии. Этим объясняется обилие различных теоретических построений, с одной стороны, и недостаток методических средств исследования и диагностики непосредственно агрессии у детей, с другой. Между тем, для полноценного патопсихологического подхода к исследованию детской агрессивности и её места в структуре болезни необходимо разработать единый теоретико-методический подход к детской агрессивности.

4. Детская агрессивность обладает определенной спецификой, связанной как с особенностями детской психики и её развития, так и с логикой разворачивания психических нарушений. При этом агрессия детей является одним из важных симптомов и мишенью психологического и психофармакологического воздействий в различных нозоологических группах заболеваний.

5. На базе ДПБ N6 нами были обследованы 30 детей старшего дошкольного возраста (ср. возраст 6,7 лет) с тяжелой аффективной патологией (15 детей, больных детской формой шизофрении; 15 детей, больных эпилепсией). Контрольную группу составили 15 детей (ср. возраст 6,5 лет) подготовительной группы детского сада N204.

6. В результате исследования были определены особенности агрессивных проявлений в рамках различных аффективных нарушений. У детей-шизофреников значимо выявилось сочетание агрессивных тенденций в структуре психических нарушений и повышенного по сравнению с нормой фона тревожности, а также массированные и полиморфные страхи. Феноменологически это проявилось в обилии вербальной агрессии, склонности к агрессивному фантазированию, тенденциях к самоагрессии и специфически неустойчивом типе реагирования на фрустрацию. У детей-эпилептиков было диагностирован высокий уровень дезадаптации, преобладание поведенческого отреагирования фрустрации при низком по сравнению с нормой уровнем тревожности. Феноменологически такие особенности аффективной патологии проявлялись во вспышках поведенческой/физической агрессии, чаще всего реактивно-импульсивного характера при сохранении критичности, отсутствием самоагрессии и относительной бедности и стереотипности вербальных реакций.

7. Таким образом, в ходе исследования было выявлена устойчивая связь между детской агрессивностью и уровнем тревожности и страхами. В норме агрессия и страхи находятся в отношениях взаимного контроля. В патологически развивающейся психике эта связь нарушается или искажается определенным образом, специфичным для основного заболевания, что может служить дифференцирующим и прогностическим признаком.

Другие записи

10.06.2016. К вопросу о ранней психологической реабилитации нейрохирургических больных
Сургутский государственный университет Ключевые слова: психология, медицинская и клиническая психология, нейропсихология, неврология, реабилитация. Черепно-мозговая травма (ЧМТ) - достаточно хорошо…
10.06.2016. КАК МНЕ ЖИТЬ С МОЕЮ БОЛЕЗНЬЮ? (душевное состояние пациента)
В наше напряженное, нездоровое время трудно найти человека, не страдающего каким-нибудь недугом. Врачи торопливо выписывают лекарства, назначают обследова ния и процедуры, нередко забывая о главном…
10.06.2016. Перспективы изучения нарушенийэмоциональности у лиц с аномалиями сексуального поведения
МГУ им. М.В. Ломоносова Ключевые слова: психология, медицинская и клиническая психология, аномалии сексуального поведения, эмоции. Одно из первых определений патологического сексуального поведения…