КОГНИТИВНОГО СООТВЕТСТВИЯ ТЕОРИИ

КОГНИТИВНОГО СООТВЕТСТВИЯ ТЕОРИИ-класс теорий, разработанных в рамках когнитивистского направления западной социальной психологии в 50-е гг. XX в. (см. Когнитивная психология) и имеющих целью дать объяснение соотношения логичного и алогичного в поведении человека. Основная идея всех К. с. т. состоит в том, что когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной;если же это имеет место, то немедленно возникает тенденция изменить это состояние и вновь восстановить внутреннее соответствие когнитивной системы. Эта идея по-разному представлена в различных К. с.т. В теории структурного баланса Ф. Хайдера, базирующейся на идее соответствия и идее атрибуции (см. Атрибуция каузальная), рассматривается состояние сбалансированности когнитивной структуры человека в ситуации восприятия им другого человека и построения двух рядов отношений: к этому человеку и к объекту, общему для двух партнеров по общению. В теории коммуникативных актов Т. Ньюкома проводится идея о том, что средством преодоления дискомфорта, вызванного несоответствием между отношением человека к другому человеку и его отношением к общему для них объекту, является развитие коммуникации между партнерами, в ходе к-рой позиция одного из них изменяется и тем самым восстанавливается соответствие. Основной тезис теории конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума заключается в том, что для достижения соответствия в когнитивной структуре человека (воспринимающего субъекта) он одновременно изменяет свое отношение и к другому человеку, и к тому объекту, к-рый они оба оценивают. Так, если субъект позитивно относится к другому, но негативно - к оцениваемому ими объекту, то в случае позитивного отношения второго субъекта к объекту первый субъект, уменьшая "негативность" своего отношения к этому объекту, уменьшает вместе с тем и "позитивность" своего отношения ко второму субъекту. Здесь соответствие ("конгруэнтность") восстанавливается за счет одновременного изменения этих двух рядов отношений и в определенных случаях - за счет изменения знака отношения. К. с. т. страдают рядом методологических просчетов, что связано с общей методологической ограниченностью когнитивистского направления в социальной психологии. Неточность в определении исходных понятий ("соответствие", "несоответствие"), ограниченные возможности моделей объяснения поведения, построенных на абсолютизации "потребности в соответствии" и исключающих мотивацию к поиску нового, а также отказ от учета реальных противоречий общественной среды как источника "когнитивных несоответствий" в значительной мере снижают ценность К. с. т. Однако накопленный в них богатый эмпирический материал может быть переосмыслен в рамках иного философско-методологического подхода, что и осуществляется в ряде исследований советских психологов.

Другие записи

10.06.2016. Аналитическая психология
Аналитическая психология- ответвление психоанализа , разработанное швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Вначале Юнг был учеником, сотрудником и другом Фрейда, но уже с 10-х годов…
10.06.2016. БИХЕВИОРИЗМ
БИХЕВИОРИЗМ (от англ. be haviour - поведение) - направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого…
10.06.2016. ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА
ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА- группа исследователей во главе с немецким психологом О. Кюльпе, изучавших в начале XX в. в Вюрц-бургском университете (Бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством…
10.06.2016. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. К.п. возникла в конце 50 - начале 60-х гг. XX в. как реакция на характерное для господствующего в США бихевиоризма…
10.06.2016. КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА ТЕОРИЯ
КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА ТЕОРИЯ - одна из концепций западной социальной психологии, выдвинутая американским психологом Л. Фестингером (1957) и объясняющая влияние на человеческое поведение системы…