ФРЕЙД Зигмунд

ФРЕЙД Зигмунд (1856-1939) - австрийский психолог, создатель психоанализа. Начав свои исследования как физиолог и врач-невропатолог пришел к выводу, что источником многих заболевний являются неосознаваемые больными комплексы, к-рые, будучи вытесненными из сознания, вызывают патологические симптомы (расстройства движений, восприятий, памяти, эмоциональной сферы и др.). На этом основании решающую роль в организации поведения придавал бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями, прежде всего - сексуальными (либидо). В работах "Исследования истерии" (1895, совместно с доктором И. Брейером) и "Толкование сновидений" (1900) выдвинул основные положения психоанализа как концепции личности и техники лечения нервно-психических расстройств. Применяя гипноз, используя методику расшифровки свободных ассоциаций, сновидений и трансфера, пришел к выводу, что избавление от некогда пережитых в детстве травм путем их осознания дает положительный врачебный эффект. В психической жизни Ф. выделял три уровня: бессознательный, предсознательный и сознательный. Бессознательное является источником инстинктивного заряда мотивадион-ной энергии. Предсознательное содержит психические акты и явления, к-рые без особого напряжения могут быть осознаны субъектом. Сознательное не является пассивным отражением того, что происходит в сфере бессознательного, но находится с ним в неизменном конфликте, вызванном необходимостью подавлять сексуальные влечения. Первоначально эта схема применялась к объяснению клинических фактов, затем она была перенесена на нек-рые обычные проявления психической жизни - обмолвки, шутки, описки, провалы памяти и др. ("Психопатология обыденной жизни", 1901). Во всех случаях предполагалось, что либидо прорывается сквозь "цензуру" сознания и ищет различные обходные пути, разряжаясь в формах, являющихся внешне нейтральными и случайными, однако имеющими для личности смысл значимого символа и симптома. Считалось, что в период развития организма от младенчества до зрелого возраста сексуальный инстинкт претерпевает ряд метаморфоз или фаз (оральная, анальная, фалическая). Задача усматривалась в выявлении этих фаз, с тем чтобы найти источник сексуальных нарушений, вызывающих у личности невроз в поздний период ее жизни. Особое место отводилось "Эдипов у комплексу". Продолжая практику психотерапевта, Ф. обратился от исследования индивидуального поведения к истории человеческой культуры, полагая, что и в ней (мифах, памятниках литературы и искусства) воплощены сексуальные комплексы ("Тотем и табу", 1913; "Психология масс и анализ человеческого Я", 1921). В структуре личности Ф. выделял три взаимодействующих компонента: Оно, Я и Сверх-Я, выступая против теорий, отождествлявших личность с ее сознанием и самосознанием или с ее психофизиологическими особенностями. В поздний период творчества Ф. сосредоточился на социокультур-ных проблемах ("Будущее одной иллюзии", 1927, "Цивилизация и недовольные ею", 1929, "Моисей и монотеизм", 1939).

ФРЕЙД (Freud) Зигмунд (1856-1939) - австр. психолог, невропатолог и психиатр, основоположник психоанализа; представления Ф. о бессознательном, о сублимации, одинамич. психич. структуре личности и мотивах человеч. поведения, значении детского эмоц. опыта в душевной жизни взрослого, постоянном психич. влечении к эросу и смерти нашли широкое распространение в совр. культуре.

Концепцию культуры Ф. разрабатывает в ряде работ, применяя психоанализ в сфере социальных и культурных феноменов: "психоанализ" художников ("Галлюцинации и сны в "Градиве" Иенсена", 1907; "Одно детское воспоминание Леонардо да Винчи", 1910; "Достоевский и отцеубийство", 1928; статьи о Шекспире, Гёте, Э.Т.А. Гофмане и др.), исследования перво-

бытной культуры и религии, "психологии культуры" ("Тотем и табу", 1913), психологии масс и вождя ("Психология масс и анализ человеческого "Я"", 1921), работы по философии культуры ("Неудовлетворенность культурой", 1930; "Почему война?", 1933).

Культура, по мнению Ф., требует ограничения агрессивных и либидозных влечений, вытеснения их в "подсознание", а фантазия призвана реализовать их энергию для "выполнения" трудно осуществимых желаний. Настоящее наслаждение от поэтич. произведения объясняется "освобождением от напряжения душевных сил", достигаемого "иллюзорным удовлетворением". В этом плане искусство выполняет функцию катарсиса и компенсации (ст. "Поэт и фантазия"). По Ф., художника отличает сила влечений, неудовлетворяемых полностью действительностью. Художник, как и невротик, погружается в мир фантазий, чтобы там найти "заменяющее удовлетворение". Однако, в отличие от невротика, отрывающего мир своих переживании от объективного мира, художник благодаря высокоразвитой способности к сублимации (реализации энергии влечений, преим. подсознат., в духовной деятельности; термин Ф.) и "символизации" (проникновению в сознание представления о "вытесненном" влечении в форме, допустимой сознанием) превращает неудовлетворенные желания в цели, достижимые на путях духовной деятельности. Художник освобождается от патогенной аффективной напряженности и осознает собств. эмоцион. конфликты, что делает его способным к самоисцелению и содействует сохранению здоровья его публики. Так, худож. культура выполняет своеобразную психотерапевтич. функцию, как бы помещаясь в пограничную сферу между неврозом и здоровьем.

Не создавая специально "психоаналитич." эстетики, Ф. исследовал важнейшие проблемы худож. деятельности, выясняя в первую очередь роль искусства в психич. жизни художника и зрителя. Подвергая "психоанализу" писателей и художников прошлого, Ф. рассматривает искусство только со стороны "его личного происхождения", как "выражение намерений и порывов художника", произведение представляется при этом продуктом переработки эмоцион. конфликтов, порождаемых детскими сексуальными переживаниями. Рассмотрение худож. произв. "по ту сторону" их специфич. качеств реализуется в двух направлениях: анализируются психич. структуры (в т.ч. подсознат. комплексы) в характере художника, являющиеся "мотивами" его творчества, и исследуются психол. основы худож. символики.

Психоанализ Ф. оказался близок зап. искусству 20 в. своим пафосом "неудовлетворенности культурой" вообще, своей попыткой дать более полный и динамичный, чем предлагаемый рационалистич. психологией 19 в., образ человека, интересом к скрытым мотивам повседневной жизни и к эмоционально-противоречивому опыту индивида. В большинстве случаев "влияние" Ф. на культуру связано с оформлением в его теории тех идей, к к-рым мн. исследователи и писатели приближались независимо от него.

Иногда интерес к фрейдистским идеям - простая дань моде; чаще такая тематика - продукт определ. духовного климата. Обычно такое заимствование содержания искусства из готовой теории обедняло творчество даже больших писателей.

Ряд писателей, хотя и пристально интересовался психоаналитич. идеями, использовал их с большой осторожностью, сохраняя независимость интеллектуальной и худож. позиции. Т. Манн, высоко оценивавший Ф. ("Фрейд и будущее", 1936), не придает сколько-нибудь самодовлеющего значения фрейдовским мотивам в трактовке характеров, хотя и пользуется элементами антропологии Ф., его учения о борьбе влечений к жизни и смерти ("Волшебная гора", "Иосиф и его братья"). Д.Г. Лоренс, по мнению нек-рых критиков один из самых фрейдистски настроенных писателей, создал свой роман "Сыновья и любовники" (1913) до знакомства с идеями Ф., а в своем эссе "Психоанализ и бессознательное" (1921) критикует Ф. и Юнга за рационалистич. подход к бессознательному. Против схематизма Ф. предостерегают такие, казалось бы, близкие к нему писатели, как А.Р. Ленорман и В. Набоков.

Представление Ф. о бессознательном повлияло на технику литературно-творч. процесса нек-рых направлений модернизма. "Автоматич. письмо" сюрреалистов (Сюрреализм) и поэтич. эксперименты Аполлинера, Арагона, Р. Крсвеля, Элюара связаны с фрейдовскими "свободными ассоциациями", способствующими "изживанию" скрытых и запретных влечений: но нельзя забывать, что сам Ф. не считал искусство "речевым потоком", и потому сюрреалисты фактически вырывают прием психотерапии из психоаналитич. контекста.

Соч.: Gesammelte Werke. Bd. 1-18. Fr./M., 1973-79; Избранное. М., 1989; Очерки по психологии сексуальности. М., 1989; Психология бессознательного. М., 1990; Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991; Психоаналитич. этюды. Минск, 1991; Сновидения: Избр. лекции. М., 1991; Леонардо да Винчи. Л., 1991; По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992; Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992; Художник и фантазирование. М., 1995; Либидо. М., 1996; О психоанализе: Пять лекций. СПб., 1997: Психопатология обыденной жизни. СПб., 1997; Толкование сновидений. СПб., 1997.

Лит.: Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Л., 1925; Додельцев Р. Проблема искусства в мировоззрении 3. Фрейда // О совр. бурж. эстетике. |В. З], М., 1972; Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и совр. зап. философия. М., 1990; Цвейг С. Врачевание и психика: Месмер, Бекер-Эдди, Фрейд. М., 1992; Волошинов В.Н. Фрейдизм. М., 1993; Дадун Р. Фрейд. М., 1994; Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. М., 1994; Jones Е. Sigmund Freud, Life and Work. V. 1-3. L., 1954-57; Sulloway F.J. Freud, Biologist of the Mind. N.Y., 1979; Clark R.W. Freud. The Man and the Cause. N.Y., 1980.

P. Ф. Додельцев Культурология XX век. Энциклопедия. Том первый А-Л. С-П., Университетская книга. 1998

Другие записи

10.06.2016. ФРОММ Эрих
ФРОММ Эрих (1900-1980) - немецко-американский психолог, один из представителей неофрейдизма. Основную проблему человеческого существования усматривал в экзистенциальном противоречии, к-рое состоит в…
10.06.2016. ХАЛЛ Кларк Леонард
ХАЛЛ Кларк Леонард (1884- 1952) - американский психолог. Экспериментально изучал образование понятий, гипноз и внушение, закономерности механической памяти. Наибольшую известность приобрел как теоретик…
10.06.2016. ХОЛЛ Гренвилл Стэнли
ХОЛЛ Гренвилл Стэнли (1846--1924) - американский психолог, один из основоположников педологии, сторонник экспериментальной педагогики. С целью исследования детской психики X. широко распространял вопросники,…
10.06.2016. ХОРНИ Карен
ХОРНИ Карен (1885-1952) - американский психолог. Разделяя основные положения психоанализа о решающей роли бессознательного, об антагонизме природного и социального, X. акцентировала значение воздействий…
10.06.2016. ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович
ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович (1862-1936) - русский психолог и философ. Критикуя материализм ("Мозг и душа", 1900), Ч. пытался построить психологию на основе концепции Эмпирического парадлелизма души и…