ПИАЖЕ Жан

ПИАЖЕ Жан (1896-1980) - швейцарский психолог. Выдвинул концепцию стадиального развития психики. В первых работах ("Речь и мышление ребенка", 1923) детально проанализировал качественную специфику детского мышления. Используя метод клинической беседы, выдвинул, опираясь на суждения ребенка, положение о том, что главной отличительной характеристикой его познавательной деятельности является эгоцентризм, в силу к-рого он смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. В мышлении ребенка обнаруживаются и такие особенности, как магия (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы), анимизм (эти предметы наделяются сознанием и волей), артифициализм (явления окружающего мира считаются изготовленными людьми для своих целей). Эти свойства мышления отражаются в эгоцентрической речи ребенка, выражающей "логику чувств" и не выполняющей коммуникативной функции. Эгоцентризм преодолевается благодаря социализации. В дальнейшем П. пересмотрел этот взгляд, разработав особую логическую систему, позволяющую описать развитие психики ребенка как трансформацию совершаемых им действий (операций). Из системы реальных внешних действий (сенсо-моторный интеллект), к-рые координируются в целостные системы и превращаются в действия внутренние (см. Интериоризация}, возникает логико-математический строй человеческого познания. Для этого действия должны приобрести особые признаки и превратиться в операции. Сенсомоторная и доопераци-ональная стадии сменяются операциональной. Взаимозависимость операций, их обратимость (для каждой операции имеется противоположная либо обратная ей операция) создают устойчивые и вместе с тем подвижные целостные структуры. От стадии конкретных операций (к-рую П. датировал младшим школьным возрастом) мышление переходит на стадию формально-логических операций, завершающуюся к 15 годам ("Психология интеллекта", 1946). Принципы операциональной концепции интеллекта П. считал ключевыми для понимания эволюции мышления в различные исторические эпохи и для различных областей знания, разработав, исходя из этого положения, особое направление исследований, названное им генетической эпистемологией.

Другие записи

10.06.2016. ПИРСОН Карл
ПИРСОН Карл (1857-1936)- английский математик и биолог. С целью проверки теории Дарвина разработал статистический аппарат, получивший широкое распространение в психологии, в частности при исчислении…
10.06.2016. ПОТЕБНЯ Александр Афанасьевич
ПОТЕБНЯ Александр Афанасьевич (1835-1891) -русский филолог, психолог, славист, этнограф. Согласно П., язык - это деятельность, орган, к-рый образовывает мысль (Мысль и язык, 1862). Все отношения человека…
10.06.2016. ПРИСТЛИ Джозеф
ПРИСТЛИ Джозеф (1733- 1804) - английский философ, химик, общественный деятель. Будучи материалистом, отстаивал т. зр., согласно к-рой природа материальна, а дух (сознание) - это свойство материи, движущейся…
10.06.2016. ПУРКИНЕ Ян
ПУРКИНЕ Ян (1787-1869) - чешский физиолог и психолог. Исходя из представления о том, что субъективные ощущения (зависящие от органа чувств и только от него) следует отграничить от ощущений, соответствующих…
10.06.2016. ПЬЕРОН Анри
ПЬЕРОН Анри (1881-1964) -французский психолог, один из зачинателей экспериментальной и физиологической психологии во Франции. Выступив против субъективизма и бихевиоризма, П. развил концепцию психологии…