УОТСОН Джон Бродес

УОТСОН Джон Бродес (1878- 1958)-американский психолог, основоположник бихевиоризма. Выступая против взглядов на психологию как науку о непосредственно переживаемых субъективных явлениях, предложил программу построения новой психологии, предметом к-рой считал поведение, а не сознание. Предпосылкой этого подхода являлось ложное положение о том, что сознание не может быть изучено объективно, т. к. оно якобы открыто только для "внутреннего зрения" (интроспекции). Из теории поведения исключались не только факты сознания, но и нейрофизиологические процессы, поскольку они составляют предмет другой науки - нейрофизиологии головного мозга. "Старые" понятия об образах, мыслях, идеях, чувствах У. предложил заменить понятиями о мышечных и секреторных реакциях. Эмоции отождествлялись им с реакциями внутренних органов, мышление человека - с работой голосовых мышц. Обучение, согласно У., происходит путем "обусловливания": мышечная реакция в результате повторных сочетаний связывается с определенным стимулом, к-рый в дальнейшем начинает ее вызывать. У. использовал учение И. П. Павлова об условных рефлексах, однако истолковал его чрезвычайно односторонне, игнорируя роль процессов и механизмов высшей нервной деятельности в регуляции поведения ("Обучение животных", 1903). По У., законы приобретения опыта у животных и человека одни и те же, а сам опыт - биологическое приспособление, лишенное психологического смысла и содержания. Работы У. сыграли важную роль в борьбе против идеалистической интроспективной психологии. Они стимулировали разработку объективных методов изучения психики, в том числе детской. Однако ошибочность исходных методологических посылок - отрицание сознания как особой формы регуляции поведения, сведение поведения к внешним приспособительным актам, отождествление принципов жизнедеятельности человека и животных, игнорирование нейромеханизмов и др.- существенно ограничила позитивную ценность учения У. и обусловила быстрый распад бихевиоризма.

Другие записи

10.06.2016. УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич
УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич (1875-1942) - русский и советский физиолог. Развивая идеи И. М. Сеченова о биологическом и системном характере нервно-психических актов, выдвинул учение о доминанте как главном…
10.06.2016. УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич
УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1824-1870) - русский педагог. Родоначальник педагогической психологии в России. Разработал, руководствуясь принципом народности, систему идей, направленных на всестороннее развитие…
10.06.2016. ФЕХНЕР Густав Теодор
ФЕХНЕР Густав Теодор (1801- 1887) - немецкий физик, психолог, философ. Стремясь обосновать с помощью математических и экспериментальных методов т. зр., согласно к-рой вся Вселенная одушевлена, а материя…
10.06.2016. ФРАНКЛ Виктор Эмиль
ФРАНКЛ Виктор Эмиль (р. 1905) - австрийский психиатр и психолог. Автор концепции логотерапии, согласно к-рой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий…
10.06.2016. ФРАНКЛ Виктор Эмиль
ФРАНКЛ Виктор Эмиль (р. 1905) - австрийский психиатр и психолог. Автор концепции логотерапии, согласно к-рой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий…