УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич


УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1824-1870) - русский педагог. Родоначальник педагогической психологии в России. Разработал, руководствуясь принципом народности, систему идей, направленных на всестороннее развитие и совершенствование целостной личности на основе воспитывающего обучения ("Человек как предмет воспитания", 1868-1869). В этой системе важнейшее место отводилось положению о том, что психические качества человека формируются в единстве с их нейрофизиологической основой. Фундаментальной категорией У. считал "полурефлексы", к к-рым относилось все многообразие навыков и привычек. Обращение к этой категории позволяло рассматривать активность сознания (души) как фактор, действующий соответственно возможностям преобразуемого под его влиянием организма. К усвоенным рефлексам как результатам воспитания У. относил привычки. Благодаря им ребенок приобретает способности, к-рых он не имел от природы. При этом на передний план У. выдвигал нравственный смысл привычек, в отличие от простых навыков, возникающих путем упражнения: "добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему". Тем самым нравственная детерминация, заданная общими устоями жизни народа, выступала как' важнейший фактор построения специфически человеческого уровня нервно-психической активности отдельной личности, основа ее полноценного формирования. Большое внимание У. уделял развитию психики в различные возрастные периоды, соотнося специфические характеристики этого развития с решением проблем дидактики, построения учебного процесса и организации воспитательных воздействий на ребенка в единстве физических, нравственных и умственных "параметров" его жизнедеятельности.

Другие записи

10.06.2016. ФЕХНЕР Густав Теодор
ФЕХНЕР Густав Теодор (1801- 1887) - немецкий физик, психолог, философ. Стремясь обосновать с помощью математических и экспериментальных методов т. зр., согласно к-рой вся Вселенная одушевлена, а материя…
10.06.2016. ФРАНКЛ Виктор Эмиль
ФРАНКЛ Виктор Эмиль (р. 1905) - австрийский психиатр и психолог. Автор концепции логотерапии, согласно к-рой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий…
10.06.2016. ФРАНКЛ Виктор Эмиль
ФРАНКЛ Виктор Эмиль (р. 1905) - австрийский психиатр и психолог. Автор концепции логотерапии, согласно к-рой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий…
10.06.2016. ФРЕЙД Зигмунд
ФРЕЙД Зигмунд (1856-1939) - австрийский психолог, создатель психоанализа. Начав свои исследования как физиолог и врач-невропатолог пришел к выводу, что источником многих заболевний являются неосознаваемые больными…
10.06.2016. ФРОММ Эрих
ФРОММ Эрих (1900-1980) - немецко-американский психолог, один из представителей неофрейдизма. Основную проблему человеческого существования усматривал в экзистенциальном противоречии, к-рое состоит в…