УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич

УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич (1875-1942) - русский и советский физиолог. Развивая идеи И. М. Сеченова о биологическом и системном характере нервно-психических актов, выдвинул учение о доминанте как главном принципе работы нервных центров и организации поведения. Это учение противопоставлялось воззрению на мозг как на комплекс рефлекторных дуг Согласно У., каждый наблюдаемый двигательный эффект определяется характером динамического взаимодействия корковых и подкорковых центров, актуальными потребностями организма, историей организма как биологической системы. Мозг следует рассматривать как орган "предупредительного восприятия. предвкушения и проектирования среды". Для доминанты характерна инертность, т. е. склонность поддерживаться и повторяться, кoгдa внешняя среда изменилась и раздражители, некогда вызывавшие эту доминанту, более не действуют на центральную нервную систему. Инертность нарушает нормальную peгуляцию поведен и я, когда становится источником навязчивых образов и галлюцинаций, но она же выступает в качестве организующего начала интеллектуальной активности. Следы прежней жизнедеятельности могут сосуществовать одновременно в виде множества потенциальных доминант. При недостаточной согласованности между собой они могут привести к конфликту реакцией. В этом случае доминанта играет роль организатора и подкрепителя патологического процесса. У. была выдвинута концепция "оперативного покоя", понимаемого не как бездеятельность организма, а как состояние, при к-ром он удерживает неподвижность с целью детального распознавания среды и адекватной реакции на нее. С его т. зр.,- это акт, направленный не на удаление внешних раздражителей, а нацеленный на активное соприкосновение организма со средой. Исходя из этого, У. развивал положение о единстве рецепции и действия, согласно к-рому эволюция высших рецепторов (зрения, слуха) обусловлена потребностью организма ориентироваться в изменчивой среде. Механизмом доминанты У. объяснял широкий спектр психических актов - внимание (его направленность на определенные объекты, сосредоточенность на них и избирательность) предметный характер мышления (вычленение из множества раздражителей среды отдельных комплексов, каждый из к-рых воспринимается организмом как определенный реальный объект в его отличии от других). Это "разделение среды на предметы" У. трактовал как процесс, состоящий из трех стадий: укрепление наличной доминанты; выделение только тех раздражителей, к-рые являются для организма биологически интересными; установление адекватной связи между доминантой (как внутренним состоянием) и комплексом внешних раздражителей. У. считал, что наиболее детально, отчетливо и прочно закрепляется в нервных центрах то, что переживается эмоционально (радость, гнев и др.). В физиологическом плане этому соответствует повышенная мобильность неравных элементов, обусловленная деятельностью вегетативной и эндокринной систем, выступающая предпосылкой более прочного запечатления внешних воздействий и их адекватного воспроизведения. Эти выводы У., явившиеся обобщением большого экспериментально-физиологического материала, широко используются в современной психологии, медицине и педагогике.

УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич (1875-1942) -физиолог, учение к-рого о доминанте имеет помимо естественнонаучного также философско-культурологич., религиозно-нравств. и иск-ведч. аспекты. В 1894 окончил Нижегородскую военную гимназию, учился в Моск. духовной академии; в 1899 поступил в С.-Петербург. ун-т.

Концепция доминанты в ее гуманитарном аспекте - учение о направленности сознания людей на поступки опр. рода. Доминанта сопряжена с постоянной готовностью человека к действиям, она определяется прежде всего духовной волей человека, приобщенного к культурной традиции. В качестве негативно значимой У. расценивал поведенч. установку, сопряженную с самоутверждением и игнорированием близкого, сиюминутного (сознание солипсич., самозамкнутое); и, напротив, единственно достойной человека считал доминанту, при к-рой сознание и поведение направлены на личность и интересы ближнего. Доминанту на свое лицо У. усматривает в индивидуалистически настроенном новоевроп. человеке с его тяготением к беззаботно-комфортабельному существованию, в культуре "всемирно-успокаивающего мещанства", равнодушного к истине. Доминанта "на лицо другого" несовместима с состоянием созерцат. покоя и связана с ответств. включенностью в сиюминутное окружение. Она реализуется в поступках, где твердая воля органически сочетается с непосредственностью. Истоки этой доминанты У. видит в евангельских заповедях, ее поборников и носителей - в мыслителях христиан, ориентации, а также в людях из народа, "простых и немудрых", но обладающих "здоровым чутьем". Именно "интуиция совести" формирует человека как цельную личность. Совпадение со своими мыслями ученый усматривал в суждениях М.М. Пришвина о творч. поведении. Несомненны также переклички учения о доминанте с философией поступка М.М. Бахтина. Вслед за Н.Ф. Федоровым У. полагал, что человек становится личностью, когда в нем выражена тяга к соединению всех в исконно общем деле. Разрабатывая концепцию межличностного общения, ученый утверждал, что человеку подобает в окружающих видеть прежде всего "алтари, а не задворки" и что главное в нем - это "жажда собеседника". Действующий в истории закон "заслуженного собеседника", состоящий в том, что к "каждому мир и люди поворачиваются так, как он того заслужил", дает о себе знать в ситуациях не только взаимопонимания и расположенности, но также отчуждения и вражды поколений: обуреваемые жаждой новизны, дети "пожирают" своих отцов. Этой недолжной форме движения истории ученый противопоставляет библейскую родословную, где налицо последовательная эволюция любви. Подлинное собеседование по У. - это (подобно бахтинскому диалогу) не только непосредств. контакт, но также духовное общение с людьми, жившими ранее: гениальные умы - "вечные собеседники для всех". Устный речевой контакт с тем, кто находится рядом, он ставил выше писательства (проповеди Христа, беседы Сократа), лит. творчество выводил из ненасытной жажды сыскать себе по сердцу собеседника. Искусство, по мысли У., подлинно и свято, если оно, являясь выражением глубоких и напряженных переживаний, "судит, жжет, заставляет гореть", но становится вредным, когда оказывается лишь делом удовольствия и отдыха. Учение У. (как и Бахтина) полемично к "теоретизму". Оптимальная доминанта исключает погружение человека в мир абстрактно-логич. конструкций. Самодовлеющее теоретизирование рассматривается как болезненное, патологич. явление в аспекте психоаналитическом: наджизненные умозрения уводят человека от осознания собств. ответственности и виновности, побуждают его к самовозвеличиванию. В сфере психоаналитической У. интересуют по преимуществу не инстинкты голода, размно

жения, самообороны (они расцениваются как примитивы), а духовное самоопределение личности в его внерациональной стороне ("великие социальные влечения", "инстинкт знания и любви" как "самый дальнозоркий"). Человек - прежде всего субъект нескончаемой и напряженной нравств. деятельности: "Человеком нельзя быть, им можно лишь делаться", "естество его делаемо есть". Учение У. о доминанте возникло и упрочилось в русле отеч. культурной традиции. Идея бескрайне широкого единения людей как свободных и ответств. личностей знаменует наследование укорененных в России представлений о соборности и генетически связана как со славянофильскими опытами философствования, так и с отеч. религиозно ориентированной мыслью рубежа 19-20 вв. (в наибольшей мере - с наследием Вл. Соловьева и С. Булгакова).

Соч.: Об инстинктах // Журн. высш. нерв. деятельности им. И.П. Павлова. 1994. Т. 44, вып. 4/5; Из лит. наследия / Вступит, ст. В.Е. Хализева // Филос. науки. 1995. № 1; Космологическое доказательство бытия Божия // Русь. Ростов Великий, 1995, № 1; Доминанта. М.; Л., 1966; Интуиция совести: Письма. Записные книжки. Заметки на полях. СПб., 1996.

Лит.: Ярошевский М.Г. Социально-философские проблемы науки и человека: (К 100-летию со дня рождения А.А. Ухтомского) // ВФ, 1975, № 5; Хализев В.Е. Учение А.А. Ухтомского о доминанте и ранние работы М.М. Бахтина // Бахтинский сб. Вып. 2: Бахтин между Россией и Западом. М., 1991; А.А. Ухтомский в воспоминаниях и письмах. СПб., 1992; Золотарев А.А. А.А. Ухтомский (1875-1942) // Новая Европа. Милан; М., 1996, № 9.
В.Е. Хализев. Культурология XX век. Энциклопедия. Том первый А-Л. С-П., Университетская книга. 1998

Другие записи

10.06.2016. УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич
УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1824-1870) - русский педагог. Родоначальник педагогической психологии в России. Разработал, руководствуясь принципом народности, систему идей, направленных на всестороннее развитие…
10.06.2016. ФЕХНЕР Густав Теодор
ФЕХНЕР Густав Теодор (1801- 1887) - немецкий физик, психолог, философ. Стремясь обосновать с помощью математических и экспериментальных методов т. зр., согласно к-рой вся Вселенная одушевлена, а материя…
10.06.2016. ФРАНКЛ Виктор Эмиль
ФРАНКЛ Виктор Эмиль (р. 1905) - австрийский психиатр и психолог. Автор концепции логотерапии, согласно к-рой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий…
10.06.2016. ФРАНКЛ Виктор Эмиль
ФРАНКЛ Виктор Эмиль (р. 1905) - австрийский психиатр и психолог. Автор концепции логотерапии, согласно к-рой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий…
10.06.2016. ФРЕЙД Зигмунд
ФРЕЙД Зигмунд (1856-1939) - австрийский психолог, создатель психоанализа. Начав свои исследования как физиолог и врач-невропатолог пришел к выводу, что источником многих заболевний являются неосознаваемые больными…