Вернер Хайнц

Вернер (Werner) Хайнц (11.2.1890, Вена - 14.5.1964, Вустер, Массачусетс) - немецко-американский психолог, один из крупнейших специалистов по психологии развития, близкий по своим взглядам к Г. Кафке.
В 1926 г. в Гамбурге ему было присвоено звание профессора, с 1933 г. он читал гостевые лекции в различных американских университетах (в Мичигане, 1933, в Кембридже, 1936), с 1944 г. работал в качестве профессора в Бруклине, с 1947 - в университете Кларка в Вустере. Вернер принадлежал к пионерам сравнительной психологии развития.
По его мнению, генетический подход может применяться в тех случаях, когда налицо любые изменения поведения, т.е. в сравнительной, детской, дифференциальной психологии, в патопсихологии и в психологии народов. Развитие всех форм жизни понималось им как осуществление „ортогенетического закона", в соответствии с которым саморазвивающаяся система переходит от состояния относительной размытости, неопределенности и малой дифференцированности к состоянию большей четкости, дифференциации, связи и иерархической интеграции. В силу этого, если речь идет о развитии ребенка, то общество предстает лишь частным фактором, провоцирующим развертывание изначально присущих ребенку, имманентных, психологических структур („Comparative Psychology of Mental Development", N.Y., 1957).
Пытался использовать данный закон в кросс-культурных исследованиях, прежде всего в изучении процесса образования понятий. По его мнению, в мышлении как „примитивного" человека, представителя традиционного общества, где нет письменности, так и неполноценного человека или ребенка есть схожие структурные элементы: характерным является недифференцированность, синкретичность мышления, которое осуществляющееся по типу „комплексов" (отдельные, актуально воспринимаемые и поэтому часто случайные признаки стойко объединяются в единый образ, мышление не отделено от восприятия, эмоций и действий, нет различения субъекта и объекта, используются лишь конкретные способы классификации). При этом, современный человек, в сравнении с „примитивным", позже достигает зрелости, но его интеллектуальное развитие продолжается значительно дольше, а не останавливаясь на ранних этапах.
Вернер проводил также исследования развития восприятия и речи, в частности изучал процесс переключения ориентировки детей с формы предмета на его цвет.

Другие записи

10.06.2016. ВЕРТГЕЙМЕР Макс
ВЕРТГЕЙМЕР Макс (1880- 1943) - немецкий психолог, представитель гештальтпсихологии. Выступал с критикой ассоциативного направления в психологии, экспериментально доказав, что сознание строится из целостных…
10.06.2016. Виткин Герман
Виткин (Witkin) Герман (1916, Нью-Йорк - 1979) - американский психолог, вместе с Р.В. Гарднером и Дж. Каганом считается основателем нового направления в психологии, ориентированного на исследование…
10.06.2016. ВУДВОРТС Роберт
ВУДВОРТС Роберт (1869 - 1962) - американский психолог. Представитель одного из направлений функциональной психологии, названного динамической психологией, согласно положению В. о том, что важнейшая роль…
10.06.2016. ВУНДТ Вильгельм
ВУНДТ Вильгельм (1832 - 1920) - немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения…
10.06.2016. ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович
ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896-1934) - отечественный психолог. Разработал, ориентируясь на методологию марксизма, учение о развитии психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом* ценностей…