Связь развития речи, зрительных и зрительно-пространсвенных функция у детей-первоклассников

Московский городской психолого-педагогический институт
Ключевые слова: психология, медицинская и клиническая психология, нейропсихология, развитие когнитивных функций.

В настоящее время нейропсихологические методы часто применяются для диагностики, профилактики и коррекции трудностей обучения в школе. Некоторые из них были использованы в нашем исследовании, основная цель которого заключалась в изучении соотношения развития речи, зрительных и зрительно-пространственных функций. Эти функции, с одной стороны взаимообусловлены в своем развитии, с другой - представляют собой сложные функциональные системы. Компоненты этих систем развиваются неодновременно, и, как показало исследование, недоразвитие некоторых из них может: 1) выступать достаточно изолировано; 2) сочетается с несформированностью других компонентов.

При анализе результатов учитывалось, что возраст 6-7 лет является сензитивным периодом в становлении системной организации зрительного восприятия и механизмов опознания зрительного образа ("Структурно-функциональная организация...", 1990, с.23), а функция отображения пространства является одной из наиболее сложных и длительно формирующихся (Манелис Н.Г.,1997).

В группу обследуемых входили как учащиеся, успешно овладевающие программой начальной школы (19 человек), так и дети, которые, по мнению учителей, имеют существенные трудности в обучении (6 человек), в том числе один ребенок с предположительным диагнозом "задержка психического развития".

Для обследования речевой сферы использовались следующие методики:

1. Ассоциации: свободные, дейсвия, растения.

2. Называние: предметов, действий.

3. Составление предложений по картинкам.

4. Составление рассказов по картинкам.

Для обследования зрительно-пространственных функций использовались следующие методики:

1. Копирование трехмерного объекта ("Домик").

2. Копирование фигуры Рея-Тейлора.

3. Тест на визуально-моторную интеграцию VMI (Keith E. Beery and Norman A. Buktenica).

4. Невербальные ассоциации - свободные растения.

5. Наложенные изображения.

6. Перечеркнутые изображения.

Дополнительно давалась графо-моторная проба "Забор" для исследования серийной организации движений. Также проводился анализ письменных работ учащихся для выявления возможной зависимости между обнаруженными отклонениями в исследуемых функциях и особенностями письма.

Анализ результатов исследования позволил выделить четыре группы испытуемых, у которых можно выявить следующие варианты развития речевых, зрительных и зрительно-пространственных функций:

1. Все обследуемые функции находятся на хорошем или высоком уровне развития.

2. Наблюдается недостаточное развитие всех обследуемых функций, что, как правило, сочетается со снижением функций нескольких блоков мозга.

3. Отставание в развитии зрительно-пространственных функций выступает достаточно изолированно. При этом наблюдается связь с характерными для детей, имеющих недостаточное развитие правополушарных функций, ошибками письма. Одновременно развитие других функций может находиться в норме или опережать ее.

4. При сформированности зрительно-пространственных функций наблюдается недостаточное развитие речи.

Примеры, иллюстрирующие выполнение заданий детьми из каждой группы, будут представлены в докладе.