АГРЕССИВНОСТЬ

АГРЕССИВНОСТЬ - склонность к причинению другим морального или физического ущерба. В той или иной мере встречается почти у всех детей младшего возраста вследствие недостаточной произвольности поведения и несформированности моральных норм. В условиях неправильного воспитания эта особенность может закрепиться и в последствии перерасти в устойчивую черту поведения.
Агрессивность маленького ребенка проистекает от неудовлетворения его потребностей. В младенческом и раннем возрасте ребенок в удовлетворении своих потребностей еще всецело зависит от родителей, которые не всегда находят возможность своевременно пойти ему на встречу. В результате ребенок испытывает раздражение и гнев, проявляемые сначала криком, а затем и непосредственно агрессивными действиями. Так, годовалый ребенок, рассердившись на мать, может попытаться ее ударить. Но агрессивность по отношению к родителям дети довольно быстро научаются сдерживать, поскольку она явно не дает желаемого эффекта и встречает действенный отпор. Уже трехлетний ребенок, сдерживая активную враждебность, скорей предпочтет, например, затопать ногами либо разрядить свой гнев на неодушевленном предмете (в частности, игрушке). Последний тип поведения - так называемая смещенная агрессия - встречается у людей всех возрастов, когда невозможно направить гнев на объект, непосредственно его вызвавший, и для разрядки избирается безопасный объект.
Однако по отношению к сверстникам агрессивность продолжает оставаться распространенным типом реагирования на протяжении всего дошкольного детства. В психологии различают так называемую инструментальную и враждебную агрессию. Вторая имеет своей непосредственной целью причинение страдания и у детей встречается довольно редко. Инструментальная агрессия сопровождает действия, направленные на достижение некот|^ой нейтральной цели. Большинство агрессивных проявлений детей оказываются инструментальными, они сосредотачиваются вокруг предметов: дети пытаются отнять друг у друга игрушки и лакомства либо активно защищаются от таких попыток.
В подобных ситуациях агрессивность, если она не выходит за разумные пределы, играет даже положительную роль. Она выступает неотъемлемым элементом борьбы за свои права, за достижение желаемого результата. Однако, если ребенок избирает исключительно агрессивную стратегию поведения, он в итоге оказывается в проигрыше, поскольку для успешного существования в мире людей важно не столько умение подавить другого человека, сколько наладить с ним конструктивное сотрудничество. Если же ребенок с помощью простейшей стратегии - враждебных и насильственных действий - неоднократно добивается успеха, то он теряет интерес к освоению более конструктивного поведения. Агрессивность таким образом закрепляется и создает над взрослеющим человеком ореол недоброжелательности и неуживчивости.
Хотя уровень агрессивности детей зависит от конкретной ситуации, существуют также устойчивые индивидуальные различия в склонности к агрессивному поведению. Например, рождение нового ребенка в семье или развод родителей может вызвать временное усиление агрессии. Но сильная агрессия, которая сохраняется дольше, чем несколько месяцев, часто является признаком устойчивого типа поведения. Склонность агрессивного ребенка воспринимать действия другого как враждебные может быть частью порочного круга, в котором подкрепляется и усиливается агрессивность. Его агрессивные реакции в житейских ситуациях могут постоянно вызывать агрессивные действия других. В результате агрессивный ребенок сам часто подвергается нападкам со стороны других детей, и его уверенность во враждебности намерений других укрепляется.
Установлено, что закрепление форм агрессивного поведения происходит под влиянием неблагоприятных внешних условий - авторитарный стиль воспитания, недостатки нравственного воспитания, деформация системы ценностей в семейных отношениях и т.п. Эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутреннего психического напряжения у детей, которые стараются разрядить его посредством агрессивных действий. Отрицательное влияние на детей и подростков оказывает также некритическое восприятие некоторых кино- и видеофильмов, в которых агрессивное поведение персонажей преподносится как образец мужества и силы.
Преодоление агрессивности тесно связано с широким кругом задач воспитания - формированием эмоциональной устойчивости, волевой регуляции поведения, овладением навыками мсжличностных отношений.


Другие записи

10.06.2016. АВТОРИТЕТ
АВТОРИТЕТ - добровольно принимаемое влияние какого-либо лица, основанное на признании его достоинств и преимуществ. Выражается в способности носителя авторитета управлять мыслями и настроениями других…
10.06.2016. ЖЕСТОКОСТЬ
ЖЕСТОКОСТЬ - способность причинять страдания людям или животным. Проявления жестокости нередки в детском возрасте, однако причины ее как правило иные, нежели те, что порождают жестокость взрослых. Наиболее распространенная…
10.06.2016. ЗАИКАНИЕ
ЗАИКАНИЕ - нарушение ритма и плавности речи, порождающее затруднения в устном общении. Вызывается периодически возникающими судорогами мышц речевого аппарата: несколько кратковременных сокращений мышц…
10.06.2016. ЗАСТЕНЧИВОСТЬ
ЗАСТЕНЧИВОСТЬ - комплекс ощущений неловкости, растерянности, стыда, страха и т.п., препятствующий нормальному общению. Характерна для эмоционально чувствительных и самолюбивых людей, озабоченных впечатлением,…
10.06.2016. ОБЩЕНИЕ
ОБЩЕНИЕ - взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, один из важнейших факторов психического…