АУТИЗМ

АУТИЗМ - состояние психики, проявляющееся в уклонении от общения, предпочтении собственного внутреннего мира контактам с окружающими. Аутичным называют человека, сосредоточенного на себе, отрешенного от мира и не умеющего (либо не желающего) наладить с ним контакты.
На протяжении ряда лет слово "аутизм" употреблялось лишь как специальный психиатрический термин. Этот термин ввел в 1912 г.. швейцарский психиатр Э.Блейлердля обозначения особого типа мышления, которое регулируется внутренними эмоциональными потребностями человека и мало зависит от окружающей действительности. Блейер отметил, что при некоторых психических заболеваниях у пациента снижается способность управлять своим мышлением, отключаться от мучительных мыслей, сосредоточенных вокруг ограниченного числа тем и желаний. Для этих людей характерно стремление уклоняться от любых контактов, отсутствие потребности в общении и совместной деятельности.
В 1943 г. американский психиатр Л.Каннер обратился к изучению явления, которое назвал синдромом раннего детского аутизма (ныне его называют синдромом Каннера). Он зафиксировал особого рода отклонение, которое встречается у 3-6 детей из десяти тысяч (причем у мальчиков втрое чаще, чем у девочек). Наиболее существенные проявления этого отклонения: одиночество ребенка, его изолированность от внешнего мира, отсутствие стремления к общению; консерватизм - сопротивление любым переменам обстановки, однообразие интересов и пристрастий, склонность к повторяющимся, стереотипным занятиям; речевые нарушения вплоть до полного отказа от активной речи (так называемый мутизм -немота при сохранной способности говорить). Эти симптомы могут парадоксальным образом сочетаться с необычайно хорошим двигательным развитием, точной памятью, высокими достижениями в развитии некоторых специальных интересов (счет, танец, конструирование и т.п.).
Проявления раннего детского аутизма достаточно явны и распознаются легко, причем в самом раннем возрасте. Психологи отмечают, что у нормально развивающегося младенца примерно на третьем месяце жизни начинает развиваться так называемый комплекс оживления. Он заключается в том, что при приближении близкого взрослого ребенок улыбается, издает радостные звуки, позднее - тянется к нему ручками и всем телом. Эта положительная эмоциональная реакция свидетельствует о формирующейся у младенца потребности в общении. При раннем детском аутизме такая реакция не возникает или проявляется парадоксально - в виде агрессии или страха.
Дети, страдающие синдромом Каннера, нуждаются в квалифицированной медицинской помощи. В противном случае их общее психическое развитие тяжело искажается. Лечение осуществляется посредством комплекса медикаментозных и психотерапевтических воздействий. В большинстве случаев оно оказывается достаточно эффективным.
Столь тяжелое расстройство встречается редко. Однако, если быть терминологически точным, аутичный ребенок и ребенок, страдающий ранним детским аутизмом, - это не одно и то же. Довольно часто встречаются дети, которые не могут быть признаны больными, но их мироощущение определяется предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими. В современной психологии термин "аутизм" используется также применительно к нормальной психике. В некоторых зарубежных теориях аутизм даже рассматривается как нормальное состояние ребенка на начальных стадиях его развития.
Л.Каннер считал, что выделенный им синдром возникает вследствие психических травм. В дальнейшем его гипотеза не получила полного подтверждения. Единодушия в вопросе о происхождении аутизма нет и по сей день. Современные исследователи насчитывают свыше тридцати неблагоприятных факторов, имеющих следствием ранний детский аутизм. Но это относится именно к тяжелой форме расстройства. Что же касается легкой и весьма распространенной формы аутизма, то в этих случаях объяснение, предложенное Каннером, кажется наиболее точным. Аутизация может выступать как форма защиты от травмирующего воздействия. В результате неудачных и болезненных контактов с внешним миром, повлекших тяжелые переживания, ребенок предпочитает вообще отказаться от всяких контактов. Он становится замкнутым, неразговорчивым, необщительным. Такая избегающая позиция проявляется, в частности, в отсутствии контакта глаз:
при попытках наладить общение ребенок постоянно отводит глаза, не желая встречаться взглядами даже с самыми близкими людьми.
Подобная ситуация может возникнуть, если изначально здоровая потребность ребенка в общении не находит отклика взрослых. Бывает, что родители настолько озабочены своими проблемами, что ребенок оказывается как бы на заднем плане семейной жизни. Отчаявшись найти контакт, малыш бессознательно отказывается от дальнейших бесплодных попыток и ищет психологическое убежище в своем собственном внутреннем мире. Однако этот мир еще недостаточно богат, и уход в него служит тормозом на пути личностного роста.
Как вести себя родителям, чтобы предотвратить "уход в себя" или сгладить последствия такого явления, если оно уже дает о себе знать?
Одним из важнейших механизмов развития в детстве является игра. Игра аутичного ребенка бесцветна и примитивна. Именно за счет ее обогащения и разнообразия можно добиться положительных сдвигов в развитии ребенка. Правда, аутичный ребенок неохотно позволяет с собой играть. Если верить устоявшемуся определению, то у него просто отсутствует (или угасла) такая потребность. Однако недавние исследования показали, что потребность в общении не может исчезнуть полностью. Она подспудно существует, не находя возможности выхода. И это дает надежду на продвижение вперед.
Начинать игру с ребенком можно просто с присутствия при его однообразных и внешне бесцельных манипуляциях. Когда его настороженность несколько ослабнет, можно подключиться к его действиям, поначалу лишь повторяя и копируя их. Постепенно в них следует начинать вносить разнообразие, придавая деятельности подлинно игровой характер. При этом родителям придется запастись терпением, поскольку результаты дают о себе знать далеко не сразу.
При восстановлении контактов с миром очень важную роль играет контакт физический. Опробован даже своеобразный метод - так называемая холдинг-терапия, которая заключается лишь в том, что мать крепко обнимает ребенка и долго удерживает его в объятиях. При всей простоте этого метода он оказывается весьма эффективным. Ребенок, поначалу протестовавший и вырывавшийся, вскоре сам начинает стремиться к близости.
В зависимости от происхождения и степени выраженности аутизма может не требовать медицинского вмешательства, тем более, что в легких формах он нередко сочетается с одаренностью, что облегчает социальную адаптацию ребенка. В более тяжелых случаях необходимы специальная коррекция и лечение, включающие психолого-педагогические мероприятия по формированию контактов ребенка с внешним миром

Другие записи

10.06.2016. АВТОРИТЕТ
АВТОРИТЕТ - добровольно принимаемое влияние какого-либо лица, основанное на признании его достоинств и преимуществ. Выражается в способности носителя авторитета управлять мыслями и настроениями других…
10.06.2016. АГРЕССИВНОСТЬ
АГРЕССИВНОСТЬ - склонность к причинению другим морального или физического ущерба. В той или иной мере встречается почти у всех детей младшего возраста вследствие недостаточной произвольности поведения…
10.06.2016. АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ
АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. При поступлении в школу коренным…
10.06.2016. АКСЕЛЕРАЦИЯ
АКСЕЛЕРАЦИЯ - ускорение роста и физического развития детей по сравнению с предшествующими поколениями. Впервые подобные явления отмечены в середине XIX в. При сопоставлении результатов антропометрических обследований,…
10.06.2016. ЖЕСТОКОСТЬ
ЖЕСТОКОСТЬ - способность причинять страдания людям или животным. Проявления жестокости нередки в детском возрасте, однако причины ее как правило иные, нежели те, что порождают жестокость взрослых. Наиболее распространенная…