АВТОРИТЕТ

АВТОРИТЕТ - добровольно принимаемое влияние какого-либо лица, основанное на признании его достоинств и преимуществ. Выражается в способности носителя авторитета управлять мыслями и настроениями других людей, руководить их поведением, не прибегая к принуждению.
Первыми авторитетными фигурами для любого человека с самого раннего возраста выступают его родители. Это обусловлено, во-первых, тем, что именно с ними связан первый опыт социального взаимодействия, общения, и во-вторых, тем, что для ребенка родители выступают носителями объективных преимуществ практически во всех областях жизнедеятельности. Таким образом, авторитет изначально выступает атрибутом, неотъемлемым свойством родительской позиции, не требующим доказательств и подтверждений. Ребенок принимает руководящую и направляющую роль родителей, подчиняется их влиянию в силу уже самого того факта, что иначе не способен обеспечить свою жизнедеятельность. Такое первоначально безоговорочное принятие ребенком родительского авторитета нередко порождает типичную педагогическую ошибку: родители утверждаются во мнении, что сама по себе их позиция выступает основой и гарантией их авторитета, для поддержания которого не требуется дополнительных усилий. Однако по мере взросления ребенок осваивает все больше способностей и умений, объективно обретает все большую самостоятельность. Уже в возрасте трех лет появляется способность воспринимать себя как отдельное существо, лишь частично зависимое от влияния окружающих. Так происходит становление первых элементов самосознания, составляющее основное психологическое содержание кризиса трех лет, В этом возрасте ребенок начинает активно стремиться к самостоятельности, часто вопреки авторитету родителей. В этой ситуации во избежание эмоциональной напряженности родителям целесообразно пересмотреть свои позиции, частично уступив ребенку право на регуляцию его поведения. Родительский авторитет при этом нисколько не страдает. Наоборот, попытки отстаивать изжившие себя методы воспитательных воздействий приводят к подрыву родительского авторитета. Тем не менее самостоятельность ребенка в дошкольном возрасте еще очень ограничена, поэтому родители продолжают оставаться для дошкольника самыми авторитетными фигурами.
С поступлением в школу ситуация меняется. Школьный учитель в силу своей руководящей позиции приобретает даже больший авторитет, чём родители. Это означает не утрату родителями своего. влияния на ребенка, а его естественное подразделение между ведущими институтами социализации -семьей и школой. Влияние родителей приобретает новое качество в силу того, что ребенок сам начинает выделять авторитетные для себя фигуры в различных сферах своей жизни. При нормально складывающихся взаимоотношениях в семье родительское влияние остается чрезвычайно значимым вплоть до подросткового возраста, когда возросшее самосознание ребенка побуждает его к переоценке ранее авторитетных фигур. Авторитет родителей перестает быть непререкаемым и не подлежащим сомнению. Чтобы не утратить влияние на подростка, родителям необходимо учитывать происходящие с ним возрастные перемены и не отстаивать свой авторитет в его прежней форме. Чем старше ребенок, тем выше его способность к самостоятельным суждениям и оценкам. Родители могут сохранить свой авторитет лишь в том случае, если его основой выступает не просто родительская позиция, а объективные достоинства родителей, которые подросток способен оценить.

Другие записи

10.06.2016. ЖЕСТОКОСТЬ
ЖЕСТОКОСТЬ - способность причинять страдания людям или животным. Проявления жестокости нередки в детском возрасте, однако причины ее как правило иные, нежели те, что порождают жестокость взрослых. Наиболее распространенная…
10.06.2016. ЗАИКАНИЕ
ЗАИКАНИЕ - нарушение ритма и плавности речи, порождающее затруднения в устном общении. Вызывается периодически возникающими судорогами мышц речевого аппарата: несколько кратковременных сокращений мышц…
10.06.2016. ЗАСТЕНЧИВОСТЬ
ЗАСТЕНЧИВОСТЬ - комплекс ощущений неловкости, растерянности, стыда, страха и т.п., препятствующий нормальному общению. Характерна для эмоционально чувствительных и самолюбивых людей, озабоченных впечатлением,…
10.06.2016. НЕУСПЕВАЕМОСТЬ
НЕУСПЕВАЕМОСТЬ - отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой. Вопреки распространенному мнению неуспеваемость…
10.06.2016. ОБЩЕНИЕ
ОБЩЕНИЕ - взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, один из важнейших факторов психического…