ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ - ясли, детские сады, а также ясли-сады (объединенные детские учреждения), предназначенные для общественного воспитания и элементарного обучения детей, начиная с младенческого (первый год жизни) до старшего дошкольного возраста. В своей деятельности руководствуются "Программой воспитания и обучения в детском саду", принятой в 1985 году. В дошкольных учреждениях дети получают необходимое питание и уход, осваивают элементарные знания, умения и навыки.
Помещение детей в дошкольные учреждения осуществляется по желанию родителей. Как правило, такое желание продиктовано потребностью матери высвободить время для профессиональной и хозяйственной деятельности. В экономическом и бытовом аспекте такое решение диктуется особенностями жизни конкретной семьи и едва ли подлежит обсуждению. Однако с психологической точки зрения вопрос о помещении ребенка в дошкольное учреждение является остро дискуссионным. Даже некоторые приверженцы идеи общественного воспитания издавна отмечали, что в раннем возрасте семейное воспитание имеет для ребенка исключительное значение, и общественное воспитание может выступить ему далеко не равноценной заменой. Такой точки зрения придерживается и большинство специалистов в области детской психологии. Практика служит явным подтверждением их настороженного отношения к дошкольному общественному воспитанию. Особенно это касается раннего помещения детей в ясли. Значительная часть детей раннего возраста плохо адаптируется к такой перемене в своей жизни. В первые дни пребывания в непривычной среде многие дети демонстрируют возбуждение и беспокойство, а потом становятся вялыми и заторможенными. Это происходит вследствие острой эмоциональной реакции на отрыв от матери, столкновение с незнакомыми людьми, смену всего распорядка жизнедеятельности. Нередки и вспышки заболеваемости у детей. Отчасти это объясняется инфицированием от сверстников. Но главная причина - эмоциональный шок, который резко снижает защитные силы организма.
Вопрос о помещении ребенка в ясли, как правило, встает перед матерью в связи с окончанием оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, а именно - по достижении им возраста полутора лет. Но с психологической точки зрения именно этот возраст - наименее благоприятный для столь радикальной перемены. Ребенок этого возраста чрезвычайно привязан к матери, болезненно реагирует на ее отсутствие. Попав в руки других взрослых, он испытывает беспокойство даже при самом благожелательном к себе отношении (что тоже наблюдается далеко не всегда). Первоначальное возбуждение ребенка по прошествии некоторого времени сменяется заторможснностью эмоциональных и познавательных процессов, что чревато общим замедлением темпа психического развития. Поскольку активность и эмоциональность человека во многом определяется условиями воспитания в раннем детстве, такие дети впоследствии демонстрируют недостаточную инициативность и гибкость в принятии решений. В эмоциональном плане это усугубляется повышенной тревожностью, склонностью к страхам, навязчивым действиям и другим невротическим симптомам. Таким образом, отчасти решив свои бытовые проблемы, родители рискуют столкнуться с иными проблемами - психологическими.
Если семейные обстоятельства диктуют необходимость помещения ребенка в ясяи, отдавать его туда следует не ранее, чем по достижении двухлетнего возраста. У двухлетних детей привязанность к матери уже не сопровождается обостренной зависимостью от нее, а страх перед незнакомыми взрослыми отсутствует или, по крайней мере, выражен слабее, чем раньше. Поэтому адаптация к условиям дошкольного учреждения проходит без серьезных осложнений. Но это не касается физически и нервно ослабленных детей; их помещение в ясли вообще едва ли целесообразно.
В трехлетнем возрасте дети поступают в детский сад. Отношение психологов к этому учреждению не столь однозначно отрицательное. Это объясняется особенностями психического развития детей дошкольного возраста. В раннем возрасте потребность в общении со сверстниками еще отсутствует или выражена слабо. Игровые действия ребенок предпочитает осуществлять индивидуально, и даже когда несколько детей играют одновременно, это скорее "игра рядом", а не "игра вместе". В дошкольном возрасте характер ведущей деятельности приобретает сюжетно-ролевая игра, в которой необходимо взаимодействие со сверстниками. В условиях семейного воспитания возможности общения со сверстниками для ребенка довольно ограничены. В детском саду ребенок постоянно находится в коллективе сверстников, общается и играет с ними, и это позитивно сказывается на его развитии. Кроме того, в детском саду регулярно проводятся развивающие занятия, формирующие у детей готовность к школьному обучению. Роль этих занятий особенно важна в связи с тем, что далеко не все родители уделяют достаточно внимания познавательному развитию ребенка.
Таким образом, принимая решение, какое воспитание -общественное или исключительно семейное - получит ребенок в дошкольном возрасте, родителям в любом случае необходимо осознавать положительные и отрицательные стороны того и другого варианта, максимально использовать первые и стараться компенсировать вторые.

Другие записи

10.06.2016. ВОСПИТАНИЕ
ВОСПИТАНИЕ - деятельность, направленная на формирование личности человека посредством развития способностей на основе усвоения общественно-исторического опыта, приобщения к культуре; центральный элемент…
10.06.2016. ВОСПРИЯТИЕ
ВОСПРИЯТИЕ - психический процесс отражения предметов и явлений в действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Возникает в результате…
10.06.2016. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ - навязчивые ритуализированные действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка, его физическом и психическом развитии. Говоря о вредных привычках у детей, взрослые в первую…
10.06.2016. ГИПЕРОПЕКА
ГИПЕРОПЕКА - чрезмерная забота о детях. Выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, "привязывать"…
10.06.2016. ГОСПИТАЛИЗМ
ГОСПИТАЛИЗМ - синдром тяжелой физической и психической отсталости, возникающей в первые годы жизни ребенка вследствие недостатка общения с близкими взрослыми. Проявляется в запоздалом развитии движений…