ФРУСТРАЦИЯ

ФРУСТРАЦИЯ - психическое состояние напряжения, тревоги, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями (реальными или воображаемыми) на пути к достижению значимых целей, удовлетворению потребностей. Сила фрустрации зависит от степени значимости блокируемого поведения и от субъективной близости достижения цели. Чаще всего реакцией на состояние фрустрации является возникновение внутренней тенденции к агрессивности, которая либо сдерживается, проступая в виде раздражительности, либо открыто прорывается в виде гнева и может повлечь за собой аффект. Возникновение фрустрации не только обусловлено объективной ситуацией, но и зависит от особенностей личности. Неоправданно высокая самооценка и связанный с ней завышенный уровень притязаний неизбежно приводят к столкновению реальных возможностей человека и трудности тех задач, которые он перед собой опрометчиво ставит. Ситуации и состояния фрустрации довольно часто возникают при взаимодействии людей, в том числе в воспитательном процессе. Типичный пример фрустрирующего воздействия - запрет педагога или родительское наказание в форме лишения ребенка чего-либо очень желательного и привлекательного .'Частая и длительная фрустрация может привести к негативным изменениям в характере ребенка, к возникновению неврозов, закреплению агрессивных форм поведения. Устойчивость к фрустрации связана с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности. В то же время она выше у тех людей, которым свойственна высокая степень осознанности и саморегуляции поведения, внутренняя психическая гармония, творческое отношение к жизни. При этом решающим фактором в повышении устойчивости ребенка к фрустрации является формирование у него системы разумных потребностей и мотивов, адекватной самооценки, воспитание воли. Использование в воспитании фрустрирующих приемов должно быть редким и обдуманным. Полезнее дополнять или заменять эти воздействия такими, которые ставят ребенка перед необходимостью собственного решения и дают надежные опоры для самостоятельного выбора.

Другие записи

10.06.2016. ТЕСТЫ
ТЕСТЫ - стандартизованные задания, предназначенные для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений, •навыков. Тесты представляют собой модельные…
10.06.2016. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ
ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ - направление психологии, рассматривающее развитие личности и общение как становление и взаимодействие соподчиненных уровней организации индивидуальной психики. Трансактный анализ…
10.06.2016. ТРЕВОЖНОСТЬ
ТРЕВОЖНОСТЬ - переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. Субъективно ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство и связана с чувствами беспомощности, неопределенности.…
10.06.2016. ТРУДНЫЕ ДЕТИ
ТРУДНЫЕ ДЕТИ - широкое обобщенное понятие, используемое в научной и главным образом в научно-популярной литературе, а также в педагогической публицистике для обозначения обширной категории детей, демонстрирующих…
10.06.2016. УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - желаемый уровень самооценки личности; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности…