ИГРУШКА

ИГРУШКА - предмет, предназначенный для развлечения ребенка и служащий одновременно одним из важных средств его психического развития.
На протяжении всей истории человечества из множества предметов, которые могут быть использованы в игре, отбирались те, которые наиболее соответствовали бы возрастным особенностям ребенка.
Назначение игрушек тесно связано с теми видами деятельности, которые выступают ведущими на определенных возрастных этапах и оказывают решающее влияние на психическое развитие. В младенческом возрасте такими видами деятельности являются общение и манипулирование. Соответственно младенцу предназначаются такие игрушки, которые благодаря общению со взрослыми способствуют развитию ориентировочного поведения. Взрослый побуждает ребенка к общению посредством игрушки, которой манипулирует в поле зрения ребенка. Младенец активно реагирует на это, находит игрушку взглядом, следит за ней: звучание игрушки прибавляет ей привлекательности. Уже в возрасте 3 месяцев ребенок не только смотрит на игрушку, но и тянется к ней, иногда схватывает. Это не только развлекает ребенка, но и совершенствует его движения, способствует их координации. В этом возрасте появляются предпочитаемые игрушки, которыми ребенок манипулирует чаще и более охотно.
Игрушки для младенца следует тщательно подбирать. В наборе таких игрушек прежде всего должны присутствовать легкие, безопасные, красочные, звучащие погремушки. Они сконструированы так, что манипулирование с ними дает младенцу возможность уловить результат предпринятых действий. Погремушки как бы побуждают ребенка к воспроизведению одних и тех же действий, что приводит к освоению последних.
Помимо погремушек хороши резиновые игрушки-пищалки, специальные (нервущиеся) раскладные книжки. Металлические и мягкие игрушки младенцу давать преждевременно: манипулирование первыми чревато травмами, a вторые трудно содержать в чистоте (при том, что любую игрушку малыш часто берет в рот).
В раннем возрасте (1-3 года) ребенку подбирают новые игрушки. Ведущая деятельность на этом этапе - предметная, способствующая овладению орудийными и соотносящими действиями. Первые предусматривают употребление одного предмета (орудия) для воздействия на другой. Вначале ребенок осваивает простейшие орудия: ложки, совки, лопатки и т.п. Но овладение ими имеет большое значение для его психического развития. В этих орудиях заключены черты, присущие всякому орудию, выработанный человечеством способ их употребления запечатлен в самом их устройстве. Овладение орудийными действиями требует перестройки движения ребенка, их подчинения устройству орудия. Но главное - ребенок усваивает сам принцип употребления орудий, лежащий в основе всякой человеческой деятельности.
Цель соотносящих действий состоит в приведении двух или нескольких предметов или их частей в определенные пространственные отношения. Это и строительство из кубиков, и складывание всевозможных пирамидок, и многое другое. Для правильного выполнения соотносящих действий необходим учет свойств предметов (их формы, величины и т.п.), которому ребенок постепенно научается под руководством взрослого.
Таким образом, переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов -они начинают выступать для ребенка не Просто как объекты манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и способ употребления.
Помимо игрушек с закрепленными функциями ребенок открывает для себя особые - так называемые полифункциональные - предметы, которыми можно заменять отсутствующие предметы. Например, простая палочка может выступить в роли ложки, лопаты, солдатика и т.п. Полифункциональные предметы выступают как средство овладения действиями замещения, подготавливая развитие знаковой функции сознания.
Особый вид полифункциональных предметов - природные материалы (палочки, камешки, шишки и т.п.). Ими ребенок охотно манипулирует, придавая им разнообразные значения.
В раннем возрасте ребенок начинает также играть со всевозможными куклами и изображениями животных. Первоначально он выполняет с ними лишь подражательные действия: укачивает, катает в коляске и т.п. В развитом виде игра с куклами оформляется в дошкольном возрасте (3-7 лет), когда складывается эмоционально окрашенное отношение к предпочитаемой игрушке: кукла наделяется определенными личными свойствами, участвует в достаточно сложных сюжетных действиях, благодаря чему игра с куклами становится своеобразной школой социальных отношений.
В старшем дошкольном возрасте сохраняется привязанность к мягким игрушкам и куклам, но обнаруживается так же интерес к разнообразным соревновательным играм. Атрибуты таких игр - мячи, прыгалки, кегли и др. Именно в этом возрасте дети начинают упражняться, тренироваться, осваивать правила соревнований.
При выборе детьми игрушек сказывается их половая принадлежность. Мальчики предпочитают механические устройства, машинки, копии оружия, а девочки - кукол, посуду, мебель. Предпочтение ребенком тех или иных игрушек позволяет оценить, какими видами деятельности он овладевает, как осуществляется освоение им стереотипа поведения своего пола.
С поступлением в школу дети сохраняют привязанность ко многим своим игрушкам, но постепенно занятия с ними утрачивают яркую эмоциональную окраску, уступая место иным формам деятельности.

Другие записи

10.06.2016. АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ - стратегия педагогического воздействия, основанная на безусловном подчинении воспитанника власти воспитателя. В рамках такого стиля само воспитание расценивается как целенаправленный…