КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ

КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ - условное наименование переходных этапов от одного возрастного этапа к другому. В j детской психологии эмпирически отмечалась неравномерность j детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При этом многие исследователи (З.Фрейд, А.Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как "болезни развития", негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью. Л.С.Выготский разработал оригинальную концепцию, в которой рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс. Эволюционные этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с эпохами революционного развития - возрастными кризисами. Психическое развитие осуществляется посредством смены так называемых стабильных и критических возрастов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в критическом возрасте. Выготский описал следующие возрастные кризисы: кризис новорожденности - отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста; кризис 1 года отделяет младенчество от раннего детства; кризис 3 лет -переход к дошкольному возрасту; кризис 7 лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом; кризис 13 лет совпадает с переходом к подростковому возрасту. На этих этапах происходит коренная смена всей "социальной ситуации развития" ребенка - возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида деятельности другим. Возрастные кризисы - закономерные и необходимые этапы развития ребенка; таким образом, понятие "кризис" в данном контексте не несет негативной окраски. Однако нередко кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт поведения (конфликтность в общении, упрямство, негативизм и т.п.). Источник этого явления - противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и ранее сложившимися видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими, приемами педагогического воздействия. Это противоречие нередко приобретает острую форму, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания со взрослыми. В школьные годы в рамках возрастного кризиса у детей обнаруживается падение успеваемости, ослабление интереса к учебным занятиям, общее снижение работоспособности. На остроту протекания возрастных кризисов оказывают влияние и индивидуальные особенности ребенка.
Наиболее яркую негативную окраску обычно имеет кризис 3 лет, когда прежде послушный ребенок может внезапно стать неуправляемым, и кризис подросткового возраста, опасный неожиданными формами протеста против реального или мнимого давления со стороны взрослых.
Негативные проявления возрастных кризисов не являются неизбежными. Гибкая смена воспитательных воздействий, учет происходящих с ребенком перемен могут значительно смягчить протекание кризиса.

Другие записи

10.06.2016. АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ - стратегия педагогического воздействия, основанная на безусловном подчинении воспитанника власти воспитателя. В рамках такого стиля само воспитание расценивается как целенаправленный…
10.06.2016. ИГРУШКА
ИГРУШКА - предмет, предназначенный для развлечения ребенка и служащий одновременно одним из важных средств его психического развития. На протяжении всей истории человечества…
10.06.2016. ИНФАНТИЛИЗМ
ИНФАНТИЛИЗМ - отставание в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующих предшествующим возрастным этапам. В медицине понятием "инфантилизм" обозначают отставание…
10.06.2016. КАПРИЗЫ
КАПРИЗЫ - лишенные разумных оснований действия ребенка, направленные главным образом на то, чтобы оказать сопротивление требованиям старших и настоять на собственных желаниях. Как правило, сопровождаются отрицательными…