КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ - условное наименование переходных этапов от одного возрастного этапа к другому. В j детской
психологии эмпирически отмечалась неравномерность j детского развития,
наличие особых, сложных моментов становления личности. При этом многие
исследователи (З.Фрейд, А.Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как
"болезни развития", негативный результат столкновения развивающейся
личности с социальной действительностью. Л.С.Выготский разработал
оригинальную концепцию, в которой рассматривал возрастное развитие как
диалектический процесс. Эволюционные этапы постепенных изменений в этом
процессе чередуются с эпохами революционного развития - возрастными
кризисами. Психическое развитие осуществляется посредством смены так
называемых стабильных и критических возрастов. В рамках стабильного
возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются
в критическом возрасте. Выготский описал следующие возрастные кризисы:
кризис новорожденности - отделяет эмбриональный период развития от
младенческого возраста; кризис 1 года отделяет младенчество от раннего
детства; кризис 3 лет -переход к дошкольному возрасту; кризис 7 лет -
соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом; кризис 13
лет совпадает с переходом к подростковому возрасту. На этих этапах
происходит коренная смена всей "социальной ситуации развития" ребенка -
возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида
деятельности другим. Возрастные кризисы - закономерные и необходимые
этапы развития ребенка; таким образом, понятие "кризис" в данном
контексте не несет негативной окраски. Однако нередко кризисы
сопровождаются проявлениями отрицательных черт поведения (конфликтность
в общении, упрямство, негативизм и т.п.). Источник этого явления -
противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями
ребенка и ранее сложившимися видами деятельности, формами
взаимоотношений с окружающими, приемами педагогического воздействия.
Это противоречие нередко приобретает острую форму, порождая сильные
эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания со взрослыми. В
школьные годы в рамках возрастного кризиса у детей обнаруживается
падение успеваемости, ослабление интереса к учебным занятиям, общее
снижение работоспособности. На остроту протекания возрастных кризисов
оказывают влияние и индивидуальные особенности ребенка.
Наиболее яркую негативную окраску
обычно имеет кризис 3 лет, когда прежде послушный ребенок может
внезапно стать неуправляемым, и кризис подросткового возраста, опасный
неожиданными формами протеста против реального или мнимого давления со
стороны взрослых.
Негативные проявления возрастных
кризисов не являются неизбежными. Гибкая смена воспитательных
воздействий, учет происходящих с ребенком перемен могут значительно
смягчить протекание кризиса.