ЛЕВОРУКОСТЬ

ЛЕВОРУКОСТЬ - предпочтительное использование левой руки для выполнения различных действий. В некоторых случаях обусловлена повреждением или заболеванием правой руки, повлекшим невозможность пользования ею (так называемая вынужденная леворукость). Чаще носит врожденный характер и естественным образом проявляется уже на первом году жизни ребенка. Кроме явной, часто встречается скрытая леворукость, при которой человек с детства приучен пользоваться правой рукой, но при выполнении непривычных действий или в состоянии эмоционального возбуждения пользуется левой.
Вопрос о происхождении леворукости продолжает оставаться дискуссионным. В семьях леворуких этот феномен повторяется чаще, что свидетельствует о наличии определенной наследственной предрасположенности (хотя на генетическом уровне такая закономерность точно не установлена). Но не исключено воздействие случайных факторов или их комплекса, оказывающих влияние по механизму импринтинra - прочного запечатления первого сигнала. Если младенец при кормлении чаще лежит на правом боку, и правая рука прижата к телу матери, а левая свободно совершает движения, то это может связаться с таким сильным подкреплением, как утоление голода, жажды, чувства безопасности от соприкосновения с телом матери. Таким образом вступают в силу внешние предпосылки формирования леворукости.
При рождении ребенка и на протяжении первых месяцев его жизни выявление леворукости затруднительно. Как правило, лишь к концу первого года родители замечают, что ребенок предпочитает действовать левой рукой. Если леворукость удалось обнаружить раньше (а в этом может помочь детский невропатолог), то оправданы попытки перевоспитания. В более старшем возрасте, когда многие функции нервной системы уже закрепились, автоматизировались, их переделка чревата болезненными проявлениями.
В обыденном сознании леворукость нередко воспринимается как дефект, отклонение от нормы. Нельзя отрицать и своеобразного "эгоизма" праворуких: большинство бытовых предметов, приспособлений, 'приборов и инструментов рассчитано на правшей. Можно встретить мнение, что левши уступают правшам в умственном развитии, склонны к заиканию и иным невротическим реакциям. Это мнение неверно. Леворукие в полной мере способны к осуществлению любых двигательных актов, в том числе и относящихся к тонкой моторике (письмо, рисование и т.п.). Левша нормально проходит все стадии физического и психического развития и становится абсолютно полноценной личностью. Многочисленные примеры и выдающихся личностей - левшей, среди которых Александр Македонский, Леонардо да Винчи, Микеланджело и многие другие.
Интеллектуальные затруднения и болезненные проявления, которые в ряде случаев, действительно, свойственны левшам, порождены их насильственной ассимиляцией в мире праворуких, в частности - принудительным переучиванием. Естественно, что в таких условиях дети подвергаются большему нервному напряжению, чаще дают срывы в поведении, хуже учатся. Принуждение левшей, наказания за их "недостаток" часто приводят к психическим травмам и неврозам, которые проявляются, в частности, в речевых нарушениях, в том числе - заикании.
Показателен следующий эксперимент. Когда левшей, приученных писать правой рукой, просили выполнить письменную работу сначала правой, а затем левой рукой, то оказалось, что левая рука у них значительно "грамотней". При работе правой они писали медленнее и совершали заметно больше ошибок. При этом отмечалось напряжение мышц, не участвующих в письме, учащенное сердцебиение, подъем артериального давления, эмоциональное напряжение. Этот опыт объясняет то, почему Левши при переучивании учатся хуже. Если же не совершать насилия над их природой, то они добиваются не меньших успехов, чем правши.
Характерно, что за последние 50 лет удельный вес леворуких в европейских странах возрос в 3-4 раза, что связано с повсеместным прекращением переучивания левшей, а также с созданием специальных технических приспособлений, инструментов и средств деятельности, специально к ним адаптированных.

Другие записи

10.06.2016. АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ - стратегия педагогического воздействия, основанная на безусловном подчинении воспитанника власти воспитателя. В рамках такого стиля само воспитание расценивается как целенаправленный…
10.06.2016. ИГРУШКА
ИГРУШКА - предмет, предназначенный для развлечения ребенка и служащий одновременно одним из важных средств его психического развития. На протяжении всей истории человечества…
10.06.2016. ИНФАНТИЛИЗМ
ИНФАНТИЛИЗМ - отставание в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующих предшествующим возрастным этапам. В медицине понятием "инфантилизм" обозначают отставание…
10.06.2016. КАПРИЗЫ
КАПРИЗЫ - лишенные разумных оснований действия ребенка, направленные главным образом на то, чтобы оказать сопротивление требованиям старших и настоять на собственных желаниях. Как правило, сопровождаются отрицательными…
10.06.2016. КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ
КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ - условное наименование переходных этапов от одного возрастного этапа к другому. В j детской психологии эмпирически отмечалась неравномерность j детского развития, наличие особых,…