ЛОЖЬ

ЛОЖЬ - искажение действительности ради достижения желаемой цели либо избежания нежелаемых последствий. В большей или меньшей степени искажение действительности встречается у всех детей. При этом следует различать ложь и фантазирование. Ребенок часто склонен изображать события не такими, каковы они на самом деле, а какими ему хотелось бы их видеть; он фантазирует, играя или отождествляя себя с персонажами сказок. Это так называемая мнимая лживость, которая довольно часто проявляется у детей 4-5 лет и с возрастом проходит. Однако чрезмерное пристрастие ребенка к мысленному (а затем и словесному) проигрыванию воображаемых ситуаций может свидетельствовать о каком-либо неблагополучии в его эмоциональной жизни, недостатках воспитательной среды. В фантазиях ребенок всегда находится в выигрышном положении, участвует в интересных событиях. Этим он как бы пытается компенсировать реальное положение вещей, в котором его роль незначительна, а эмоциональный мир беден. Такое фантазирование легко переходит в ложь с элементами хвастовства, когда ребенок в ответ на недооценку его окружающими людьми стремится преувеличить свои достоинства.
Ложь часто возникает тогда, когда ребенку предъявляются непосильные для него требования или налагается слишком много запретов. Мотивами лжи в этих случаях являются чувство стыда, когда ребенок стремится скрыть свой неблаговидный поступок или неспособность выполнить какое-либо требование; страх перед наказанием (наряду с лживостью в этом случае формируется лицемерие, приспособленчество, озлобленность ); стремление к самоутверждению - в этом случае ложь может быть следствием желания привлечь к себе внимание, вызвать удивление окружающих или утвердиться в желаемой позиции. Опасность во всех случаях заключается в том, что однажды успешно солгав, ребенок приучается извлекать из лжи выгоду, и таким образом лживость становится привычной формой поведения.
Борьбу с детской ложью не следует вести путем строгих разоблачений и наказаний. Это может привести к тому, что ребенок попытается научиться лгать более изощренно. Прежде всего следует устранить из жизни ребенка те негативные явления, которые побуждают его искажать и приукрашивать действительность. Следует также доступно объяснить ему, что ложь сама по себе есть дурной поступок, которого надо избегать. Особую важность имеет личный пример честного поведения со стороны родителей и воспитателей.

Другие записи

10.06.2016. ИНФАНТИЛИЗМ
ИНФАНТИЛИЗМ - отставание в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующих предшествующим возрастным этапам. В медицине понятием "инфантилизм" обозначают отставание…
10.06.2016. КАПРИЗЫ
КАПРИЗЫ - лишенные разумных оснований действия ребенка, направленные главным образом на то, чтобы оказать сопротивление требованиям старших и настоять на собственных желаниях. Как правило, сопровождаются отрицательными…
10.06.2016. КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ
КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ - условное наименование переходных этапов от одного возрастного этапа к другому. В j детской психологии эмпирически отмечалась неравномерность j детского развития, наличие особых,…
10.06.2016. ЛЕВОРУКОСТЬ
ЛЕВОРУКОСТЬ - предпочтительное использование левой руки для выполнения различных действий. В некоторых случаях обусловлена повреждением или заболеванием правой руки, повлекшим невозможность пользования…
10.06.2016. ЛЕНЬ
ЛЕНЬ - немотивированное уклонение ребенка от порученных дел. Ленивые дети не выполняют доступных их возрасту действий самообслуживания, не помогают родителям по хозяйству и т.п. В школьном возрасте…