НЕГАТИВИЗМ

НЕГАТИВИЗМ - лишенное разумных оснований сопротивление ребенка оказываемым на него воздействиям; форма протеста ребенка "против реально существующего или воспринимаемого как таковое неблагоприятного отношения к нему взрослых и сверстников. Понятие "негативизм" первоначально употреблялось лишь в отношении патологических явлений, возникающих при некоторых психических заболеваниях. В современной психологии и педагогике оно употребляется для обозначения любого кажущегося немотивированным сопротивления чужому влиянию. Негативизм может проявляться в различной форме: в капризах, грубости, либо в замкнутости, отчужденности. Пассивный негативизм выражается в отказе выполнять предъявляемые требования; при активном негативизме дети производят действия, противоположные требуемым. Чаще всего негативизм встречается по отношению к требованиям, предъявляемым взрослыми без учета потребностей ребенка. Он усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения нервной системы. Психологической основой негативных реакций во всех случаях является неудовлетворение ребенком какой-либо из существенных для него потребностей социального характера: потребности в общении, эмоциональном контакте, в одобрении, в уважении. Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция является компенсаторной, защитной. Она помогает ребенку преодолеть трудную для него жизненную ситуацию.
Слабой формой негативизма является упрямство. Однако в отличие от подлинного негативизма оно часто возникает из стремления к самоутверждению. Его не следует отождествлять с настойчивостью - стремлением добиться поставленной цели даже вопреки препятствиям.
Негативизм может быть эпизодическим, но при длительном эмоциональном неблагополучии ребенка он может закрепиться и стать устойчивой чертой характера. Своевременная диагностика эмоциональных отклонений, переживаний ребенка, а также активное включение его в жизнь детского коллектива может устранить или значительно смягчить негативизм. Важную роль играет индивидуальный подход в воспитании с учетом особенностей мотивационной и эмоционально-волевой сферы конкретного ребенка

Другие записи

10.06.2016. ЛЕНЬ
ЛЕНЬ - немотивированное уклонение ребенка от порученных дел. Ленивые дети не выполняют доступных их возрасту действий самообслуживания, не помогают родителям по хозяйству и т.п. В школьном возрасте…
10.06.2016. ЛОЖЬ
ЛОЖЬ - искажение действительности ради достижения желаемой цели либо избежания нежелаемых последствий. В большей или меньшей степени искажение действительности встречается у всех детей. При этом следует различать…
10.06.2016. МЫШЛЕНИЕ
МЫШЛЕНИЕ - опосредованное отражение внешнего мира, которое опирается на впечатления от реальности и дает возможность человеку в зависимости от усвоенных им знаний, умений и навыков правильно оперировать информацией,…
10.06.2016. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - передача тех или иных черт, особенностей (в генетических терминах - признаков) от предков к потомкам. Обеспечивает биологическую преемственность поколений, сохранность в ряду поколений…
10.06.2016. НЕВРОЗЫ
НЕВРОЗЫ - нервно-психические расстройства, проявляющиеся в нарушениях мироощущения и поведения при отсутствии органических изменений нервной системы. В современной психиатрии неврозы относят не к собственно психическим…