ПАМЯТЬ

ПАМЯТЬ - психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Сохранение опыта создает возможность для обучения человека и развития его психики.
В соответствии с функциями памяти различают ее основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание. Главный среди них - запоминание, которое определяет прочность и длительность сохранения информации, полноту и точность ее воспроизведения. Основные условия продуктивности запоминания связаны с тем, протекает ли оно в форме непроизвольного или произвольного процесса. Использование человеком приобретенного опыта осуществляется посредством восстановления ранее усвоенных знаний, умений и навыков. Наиболее простой его формой является узнавание, осуществляемое в условиях повторного восприятия объектов, закрепившихся ранее в памяти. Более сложная форма - воспроизведение таких объектов прошлого опыта, которые в данный момент не воспринимаются. Узнавание, а также воспроизведение тоже могут быть произвольными или непроизвольными. Забывание проявляется по-разному - от отдельных ошибок в припоминании и узнавании до невозможности не только припомнить, но и. узнать ранее воспринятое.
Виды памяти различаются в зависимости от характера запоминаемого материала, способа его запоминания и времени удержания в памяти.
В соответствии с типом запоминаемого материала выделяют вербальную (словесную), образную, двигательную и эмоциональную память. В зависимости от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в восприятии запоминаемого материала, выделяют зрительную, слуховую, осязательную память и т.п.
Существуют индивидуальные различия памяти, которые проявляются в преимущественном развитии одного из видов памяти - вербальной, образной, эмоциональной или двигательной. Соответствующая преобладающему типу памяти информация лучше запоминается и восстанавливается. Внутри указанных видов памяти существуют отдельные подтипы (например, память на лица, на числа и т.п.). Широко известны индивидуальные различия памяти, обусловленные способом восприятия информации. В этом случае лучше других запоминается один из следующих видов информации: зрительная, слуховая, тактильная и т.д. Например, люди с более развитой зрительной памятью лучше запоминают вербальный материал, воспринимаемый визуально, а те, у кого лучше развита слуховая память, более легко запоминают тот же текст, если воспримут его на слух.
Одним из факторов, определяющий индивидуальные различия памяти, являются особенности функционирования нервной системе. Однако решающим фактором выступают различия в деятельности, осуществляемой людьми. Соответственно, наибольшего развития достигают те типы памяти, которые более часто используются человеком.
Развитие памяти начинается на первом году жизни. Ее элементарные формы в виде простейших условных рефлексов наблюдаются уже в возрасте двух недель. С пятого месяца жизни отмечается узнавание ребенком окружающих лиц и предметов.
В раннем детстве и младшем дошкольном возрасте память имеет непреднамеренный, непроизвольный характер. В этом возрасте перед ребенком еще не возникают задачи запомнить что либо для воспроизведения в будущем. Двухлетний ребенок запоминает только то, что имеет для него актуальное значение в данный момент, что связано с его непосредственными жизненными потребностями, что оказывает на него сильное эмоциональное действие.
Первые проявления произвольного запоминания отмечаются лишь на четвертом году жизни. Вначале преднамеренное запоминание и воспроизведение возникают при выполнении ребенком каких-либо поручений или заданий, особенно если они непосредственно связаны с основным видом деятельности детей этого возраста - игрой. Интерес к игре способствует развитию преднамеренной памяти, так как создает сильное эмоциональное подкрепление для запоминания и воспроизведения требуемых действий.
Отличительной чертой детской памяти является ее наглядно-образный характер. Ребенок лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала - преимущественно образные и эмоционально окрашенные рассказы и описания. Отвлеченные понятия и рассуждения, еще плохо понимаемые, не запоминаются маленькими детьми. В силу ограниченности жизненного опыта у детей недостаточно развиты отвлеченные связи, и их память опирается главным образом на наглядно воспринятые отношения предметов.
В школьном возрасте под влиянием систематического обучения развитие памяти значительно интенсифицируется. При этом наблюдается не только количественное увеличение объема и скорости запоминания и воспроизведения, но и ряд качественных изменений. Существенно усиливается использование всякого рода "опор", играющих в процессах памяти опосредствующую роль, в силу чего запоминание и воспроизведение у школьников все более начинают носить опосредованный (а не непосредственный, как это было раньше) характер.
Психологами разработаны многочисленные приемы усовершенствования памяти. При всем их многообразии в их основе лежит главный принцип: рациональная, логическая организация запоминаемого материала в противовес малопродуктивному механическому заучиванию

Другие записи

10.06.2016. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ - навязчивые ритуализированные действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка, его физическом и психическом развитии. Говоря о вредных привычках у детей, взрослые в первую…
10.06.2016. ГИПЕРОПЕКА
ГИПЕРОПЕКА - чрезмерная забота о детях. Выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, "привязывать"…
10.06.2016. ГОСПИТАЛИЗМ
ГОСПИТАЛИЗМ - синдром тяжелой физической и психической отсталости, возникающей в первые годы жизни ребенка вследствие недостатка общения с близкими взрослыми. Проявляется в запоздалом развитии движений…
10.06.2016. ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ - ясли, детские сады, а также ясли-сады (объединенные детские учреждения), предназначенные для общественного воспитания и элементарного обучения детей, начиная с младенческого…
10.06.2016. ОДАРЕННОСТЬ
ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Существует…