ПОНИМАНИЕ

ПОНИМАНИЕ - мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретическом опыте человека. Формы проявления понимания различны: отнесение предмета или явления к определенной категории; подведение частного случая под общее понятие; установление того, как устроена вещь (например, понимание конструкции какого-либо механизма, прибора); выяснение причин явления, его происхождения и развития, его последствий;
установление логических оснований, из которых следует то, что нужно понять (например, понимание математических теорем, доказательств и т.п.). Особое место занимает понимание речи как необходимое условие общения людей, их совместной деятельности, усвоения общественного опыта.
Понимание не следует отождествлять со знанием (т.е. способностью человека усвоить и воспроизвести сумму сведений, в правильности которых он не сомневается), поскольку возможно знание без ясной внутренней связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это может быть логическая упорядоченность, ясное "видение" причинно-следственных связей, когда ранее механически перечислимые факгы объединяются в единую логическую систему (понимание доказательства теоремы, понимание формулы, закона естествознания и т.д.). Возможно ясное ощущение человечком связанности и осмысленности явлений и без усмотрения их логического каркаса. В этом случае явление выступает как направленное на некоторую цель, сопоставимую с целями Сданного субъекта: человек понимает поведение другого человека, его мысли, мотивы и т.д. Возможно понимание на основе сопереживания (понимание эмоций другого человека; нерасчленимое "понимание человека"; понимание этических и эстетических явлений и т.д.).
Понимание достигается только на основе знаний и умений, уже добытых в предшествующем опыте. Вместе с тем, предметом понимания является не только уже отраженное в опыте человека, но и еще непознанное, новое. В основе понимания лежит аналитико-синтетическая деятельность мозга. Как и все мыслительные процессы, понимание выражается в словесной форме. Слово позволяет выделять и закреплять обобщенное значение явления, следовательно, понимать его.
Понимание - процесс субъективный, внутренний и в конечной форме - не опирающийся на какие-либо внешним образом протекающие действия человека. Однако такую форму понимание приобретает не сразу. Первоначально оно протекает в форме объективного развернутого процесса по ознакомлению с вещами и явлениями. Факты онтогенетического развития ребенка показывают, что только путем многократных практических предметных действий с вещами, при постоянном общении с людьми ребенок достигает понимания свойств вещей- Эти действия существенно изменяются и постоянно совершенствуются в течении жизни, особенно в раннем и дошкольном возрасте, становясь важнейшей основой понимания особенностей вещей и явлений, всего разнообразия их связей, зависимостей, взаимоотношений.

    Высокие требования к пониманию выдвигает школьное обучение в связи с задачей овладения учебным материалом. Решение математических, физических, химических задач, раскрытие смысла словесных описаний, образного литературного текста предполагает понимание причинно-следственных и пространственно-временных отношений, функциональной зависимости между отдельными компонентами изучаемого целого. Понимание хорошо знакомых слов, явлений, поступков происходит сразу, мгновенно. Однако нередко понимание представляет собой процесс, развертывающийся во времени и проходящий ряд этапов от первоначального смутного, недифференцированного понимания ко все более четкому, ясному и дифференцированному. При этом в одних случаях сначала осмысливаются отдельные элементы того, что нужно понять, и только после этого достигается понимание целого; в других случаях осмысливается сразу целое, но понимание носит еще смутный, неопределенный характер и требуется значительная аналитическая работа, чтобы достигнуть ясного понимания, при котором каждая часть этого целого заняла бы определенное место. В зависимости от того, насколько существенны отношения, которые устанавливаются между элементами изучаемого явления, выделяются качественно различные уровни понимания. Они зависят не только от возрастной стадии умственного развития, но в большой мере от организации процесса обучения. Понимание - активный процесс. Недостаточно одного восприятия правила, закона, понятия, описательного текста и их иллюстрации примерами. Получив разъяснения, ребенку необходимо самому произвести работу по осмыслению материала: разобраться в структуре его элементов, уяснить их связь и последовательность, функцию каждого в целостной структуре и т.п. Целесообразно, чтобы учитель помог учащимся спланировать эту работу, определить четкий состав и порядок операций, последовательное выполнение которых приводит к пониманию того или иного содержания.

Понимание в значительной степени определяется предварительными знаниями и умениями. Например, в начальных классах пониманию условий арифметической задачи способствует правильное прочтение ее текста, четкое выделение того, что известно, и поставленного в ней вопроса. Если же ребенок плохо владеет навыком чтения, ему трудно проделать такой анализ и именно поэтому трудно понять задачу.
В развитии понимания важную роль играет проверка его правильности. Понимание обнаруживается при словесном воспроизведении изученного материала, в действии, в форме применения знаний к новым заданиям и т.п. Однако каждая из этих форм проявления понимания в отдельности еще не обязательно означает и правильность понимания. Для проверки понимания обычно используется не один, а несколько различных критериев. Умение характеризовать словами то, что осмысливалось, часто свидетельствует о правильности понимания. Однако следует помнить, что словесное воспроизведение материала может быть сделано и без достаточного 'понимания. Иногда, как это известно из педагогической практики, достаточно несколько по-другому поставить вопрос - и ученик затрудняется при ответе. Поэтому важна постановка разнообразных вопросов, по ответам на которые только и можно судить о понимании. Хорошим критерием понимания словесного материала является также пересказ его своими словами, умение изменять формулировку мыслей, переконструировать текст, передать его в более сжатом или развернутом виде, указать идеи текста. Весьма важным критерием понимания являются также правильные практические действия, выполняемые в соответствии с пониманием. Например, о понимании физического закона свидетельствует не только умение пересказать его содержание, но и выполнить лабораторную работу, решить задачу на этот закон, применить его для объяснения соответствующих жизненных явлений.
Словесное выражение осмысливаемого материала и практические действия к ним служат не только критерием понимания, но и способствуют пониманию. Изложение какого-либо материала, ответ на вопрос, попытки применить словесно выраженный принцип на практике ведут к лучшему пониманию этого материала. Например, решая задачи, применяя на практике орфографические правила, учащиеся лучше осмысливают их. Большую роль в развитии понимания играет сочетание слова с наглядными образцами, примеры, иллюстрирующие общие положения. Особенно важно самостоятельное придумывание ребенком примеров. Такие приемы, как составление плана текста, выделение последовательности его частей и т.п., также в большой мере способствуют пониманию.

Другие записи

10.06.2016. ПИГМАЛИОНА ЭФФЕКТ
ПИГМАЛИОНА ЭФФЕКТ - улучшение результатов умственной деятельности, в частности - школьной успеваемости и результатов тестирования, вследствие непроизвольной положительной стимуляции учащегося педагогом.…
10.06.2016. ПОДРАЖАНИЕ
ПОДРАЖАНИЕ - следование какому-либо примеру, образцу; воспроизведение одним человеком движений, действий, поведения другого человека. В развитии ребенка подражание - один из путей усвоения общественного…
10.06.2016. ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ - комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола. Для постановки и решения…
10.06.2016. СЕМЬЯ
СЕМЬЯ - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием…
10.06.2016. СЕНЗИТИВНОСТЬ
СЕНЗИТИВНОСТЬ - особая чувствительность, восприимчивость к определенным внешним воздействиям. Термин предложен итальянским педагогом М.Монтессори, которая считала дошкольное детство "сензитивным возрастом",…