ПРИВЫЧКА

ПРИВЫЧКА - автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью. С формированием привычки связано смещение мотива действия. Если в начале действие побуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникновением привычки мотивом становится сама
потребность в выполнении данного действия.
Привычка формируется в процессе неоднократного выполнения действия на той стадии его освоения, когда при его исполнении уже не возникает каких-либо трудностей волевого или познавательного характера. При этом решающее значение приобретает вызываемое самим функционированием действия физическое и психическое самочувствие, окрашиваемое положительным эмоциональным тоном. Образование многих привычек начинается в раннем детстве, причем большую роль играет подражание старшим. От их поведения в значительной степени зависит, какие привычки сформируются у ребенка.
Привычки могут возникать в любой сфере деятельности и охватывать различные стороны поведения человека. Следует различать полезные и вредные привычки. Жизненно важные, общественно ценные привычки облегчают формирование положительных черт личности, соблюдение правил поведения в общественной и личной жизни, отрицательные -дезорганизуют поведение. Формирование полезных привычек и борьба с вредными являются важнейшими задачами воспитания. Привычки придают устойчивость системе воспитания, являются важной частью формирования личности в целом.
Личность формируется в деятельности. В каждом виде деятельности человек сталкивается с новыми вещами и вступает в новые отношения с другими людьми. При этом обогащается его жизненный опыт, возникают новые навыки и новые привычки. То, как будет организовано его первоначальное действие с вещами, как будет протекать его овладение тем или иным видом деятельности, во многом определит, какие у него возникнут привычки - полезные или вредные. Особенно ответственным являются начальные формы деятельности: привычки, сложившиеся первыми, значительно влияют на формирование последующих - облегчают или затрудняют их воспитание. Поэтому очень важно начинать формирование полезных привычек уже в раннем возрасте. Так, давая ребенку игрушку, нужно показать, как правильно действовать с нею. Игрушка - модель вещи, с которой имеет дело взрослый человек. Действие с нею должно раскрыть ребенку не только предметное значение этой вещи, но и содержание отношений между людьми и складывающиеся вокруг нее. Такая игра будет воспитывать познавательный интерес к вещам и человеческим отношениям, познавательную привычку. Если ребенка не научить играть, то интерес к игрушке быстро утрачивается и могут сформироваться вредные привычки: небрежное обращение с игрушками, а затем с вещами вообще, пассивность и т.п. Приобретенные в игровой деятельности положительные привычки (любознательность, привычка к активному действованию и т.п.) значительно облегчают освоение новой деятельности, приобретение новых привычек. В дальнейшем овладение учебной деятельностью требует приобретения новых навыков и привычек: привычки учиться, привычки планировать свое время, привычки помогать товарищам и т.п.
Для воспитания привычки необходимо прежде всего правильное формирование действия. При овладении любым видом деятельности важно раскрывать ребенку значение выполняемого действия и всех условий, определяющих правильность его исполнения. Это способствует формированию общих познавательных установок и дает возможность выполнять действия сразу без существенных ошибок и особых трудностей. Если при этом ребенок получает похвалу, у него возникает переживание успеха, достигнутой цели. Это резко изменяет отношение ребенка к выполняемому действию: оно становится для него интересным "само по себе", возникает тенденция к повторению приятного занятия.
Физиологической основой привычек является динамический стереотип нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга. Деятельность, возникающая на основе динамического стереотипа, протекает легко, свободно, автоматизирование и вызывает положительный эмоциональный тон. Таким образом, при формировании привычек имеет значение не только организация действия, но и повторное его выполнение при неизменных обстоятельствах, упражнения, что, собственно, и превращает сформированное действие в привычку.

Другие записи

10.06.2016. ПИГМАЛИОНА ЭФФЕКТ
ПИГМАЛИОНА ЭФФЕКТ - улучшение результатов умственной деятельности, в частности - школьной успеваемости и результатов тестирования, вследствие непроизвольной положительной стимуляции учащегося педагогом.…
10.06.2016. ПОДРАЖАНИЕ
ПОДРАЖАНИЕ - следование какому-либо примеру, образцу; воспроизведение одним человеком движений, действий, поведения другого человека. В развитии ребенка подражание - один из путей усвоения общественного…
10.06.2016. ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ - комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола. Для постановки и решения…
10.06.2016. ПОНИМАНИЕ
ПОНИМАНИЕ - мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретическом опыте человека. Формы проявления понимания…
10.06.2016. СЕМЬЯ
СЕМЬЯ - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием…