РОЛЬ

РОЛЬ - устойчивый комплекс форм поведения, соответствующий определенной функции личности в социальных отношениях. Человек как общественное существо вступает с другими людьми в разнообразные отношения (межличностные, политические, экономические, профессиональные и др.), выступая таким образом носителем различных ролей. Сочетание последних и составляет специфику его личности. Понятие "роль" ввел в социальные науки американский психолог Д.Мид, разработавший социально-психологическую концепцию, в которой личность рассматривалась как динамичное сочетание ролей.
В рамках ролевого подхода формирование личности, достижение ею социальной зрелости рассматривается как освоение определенных ролей. Выполнение некоторой роли определяется как объективными социальными нормами и требованиями, традиционно в ней заложенными, так и индивидуальными чертами конкретного человека, в частности -мерой освоения им определенных знаний и умений, а также субъективными представлениями о характере данной роли. Так, в роли родителя человек стремится воплотить черты, связанные в общественном сознании с требованиями к семейному воспитанию, а также проявляет индивидуальные особенности своего темперамента, характера, ценностных установок и т.д. Освоение роли родителя происходит постепенно, начиная с первых лет жизни ребенка. Решающее влияние на этот процесс оказывает пример собственных родителей. Поэтому преобладание негативных моментов в семейном воспитании или отсутствие адекватного образца (как это имеет место в неполных семьях) приводит к тому, что человек либо отвергает воспринимаемый пример, но не имеет возможности освоить иной вариант данной роли, либо просто оказывается лишен основы формирования соответствующих форм поведения.
В детстве также происходит освоение межличностных ролей, характеризующих положение человека в системе общения с другими людьми. Например, в условиях авторитарного воспитания ребенок привыкает к зависимости, несамостоятельности, покорности, что впоследствии не позволяет ему принять роль лидера и препятствует формированию инициативного, целеустремленного поведения.
Исполнение человеком различных ролей может потребовать активизации разных, часто несовместимых черт поведения. В таких случаях наблюдается утрата внутренней гармонии, чреватая невротическими срывами. Устранить подобное противоречие психологическими методами затруднительно, поскольку для этого требуется изменение всей структуры ролевых отношений личности.

Другие записи

10.06.2016. ПРИВЫЧКА
ПРИВЫЧКА - автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью. С формированием привычки связано смещение мотива действия. Если в начале действие побуждается…
10.06.2016. ПСИХОАНАЛИЗ
ПСИХОАНАЛИЗ - 1) метод психотерапии, предложенный З.Фрейдом и основанный на выявлении скрытых бессознательных процессов; 2) психологическое учение, базирующееся на концепции З.Фрейда и представляющее…
10.06.2016. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА - механизм бессознательного ограждения человеком своего внутреннего мира от травмирующих переживаний. Как особое психологическое явление, была первоначально изучена З.Фрейдом…
10.06.2016. РЕЧЬ
РЕЧЬ - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Речь ребенка…
10.06.2016. РИСУНОК
РИСУНОК - продукт изобразительной деятельности, одна из форм проявления и характерный показатель развития ребенка. Изобразительная деятельность зарождается в раннем 'возрасте и достигает наивысшего…