САМООЦЕНКА

САМООЦЕНКА - элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков. Тесно связана с уровнем притязаний. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает ее мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию. Самооценка складывается прежде всего под влиянием тех оценок, которые дают человеку другие люди: человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, он оценивается окружающими. Во-вторых, самооценка формируется в результате сопоставления образа реального "Я" (каким человек является на самом деле) с образом идеального "Я" (каким человек желает себя видеть). Высокая степень совпадения между этими образованиями соответствует гармоничному душевному складу личности. Самооценка зависит также от того, в какой мере человек чувствует себя принадлежащим к значимой для него социальной группе. На ранних ступенях развития ребенка оценки окружающих играют в формировании самооценки исключительно большую роль, поскольку анализ собственной деятельности еще малодоступен ребенку. В дальнейшем, по мере накопления опыта, все больше значение в поведении начинает приобретать оценка результатов собственной деятельности. Успешность педагогического воздействия на ребенка в значительной мере определяется тем, какую самооценку удается сформировать в процессе обучения и воспитания. Достаточно высокая адекватная самооценка позволяет ребенку легче усваивать новый материал, уверенно браться за новое дело, критично воспринимать опыт и оценки других. Доброжелательность к ребенку, заинтересованность в его делах, разумная требовательность и демократизм - необходимые условия развития адекватной самооценки.

Другие записи

10.06.2016. РЕЧЬ
РЕЧЬ - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Речь ребенка…
10.06.2016. РИСУНОК
РИСУНОК - продукт изобразительной деятельности, одна из форм проявления и характерный показатель развития ребенка. Изобразительная деятельность зарождается в раннем 'возрасте и достигает наивысшего…
10.06.2016. РОЛЬ
РОЛЬ - устойчивый комплекс форм поведения, соответствующий определенной функции личности в социальных отношениях. Человек как общественное существо вступает с другими людьми в разнообразные отношения (межличностные,…
10.06.2016. САМОКОНТРОЛЬ
САМОКОНТРОЛЬ - сознательная регуляция человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями. Становление самоконтроля…
10.06.2016. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ - центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе многообразных социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует…