САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
- центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в
осознанном выборе человеком своего места в системе многообразных
социальных отношений. Появление потребности в самоопределении
свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня
развития, для которого характерно стремление занять собственную,
достаточно независимую позицию в структуре информационных,
идеологических, профессиональных эмоциональных и иных связей с другими
людьми.
Процесс становления человека как
общественного существа характеризуется диалектическим сочетанием
стремления к единению, общественному признанию, включению в социальную
общность (интеграция) и к обособлению, выделению из общности в качестве
самоценного индивида (индивидуализация). На ранних этапах развития
ребенка центральным механизмом становления его сознания выступает
приобщение к культурно-историческому опыту человечества. Формирование
жизненных навыков, речи, мыслительных операций осуществляется в тесном
взаимодействии с носителями опыта - взрослыми, которые выступают
направляющей и регулирующей силой в этом процессе. Усвоение опыта
происходит первоначально за счет подражания, позднее - посредством
совместных, кооперативных действий. Подчиненное положение ребенка на
этом этапе естественно и закономерно.
Лишь постепенно ребенок обретает способность действовать
самостоятельно, что выступает главной предпосылкой формирования
самосознания. На этой основе по мере возрастного развития формируется
осознанное избирательное отношение к внешним воздействиям. Ребенок
становится способен принимать одни влияния и отвергать другие не просто
на основе элементарных побуждений и настроений, но на основе
сознательных оценок, идеалов, убеждений.
Самоопределение может быть также
рассмотрено как процесс освоения человеком различных социальных ролей,
одни из которых он принимает, другие - отвергает; одни успешно
осваивает, тогда как исполнение других оказывается затруднительно. В
этом процессе решающее значение принадлежит педагогическому
воздействию, т.к. именно от него зависит выбор предпочтительных ролей и
их адекватное освоение. Упущения в воспитательном процессе приводят к
тому, что взрослеющий человек оказывается неспособен полноценно
исполнять социально значимые роли, а потому отдает предпочтение тем,
освоение которых не связано
с интеллектуальными и моральными усилиями. Полноценного самоопределения
в таком случае не происходит, т.к. предпочтение отдается конформному
следованию примитивным образцам. Следствием этого является социальная
незрелость, пассивность, а также отклоняющееся поведение.
Ребенок демонстрирует способность к
самостоятельным действиям и решениям, к отстаиванию собственного мнения
уже на третьем году жизни. Это однако еще не свидетельствует о его
самоопределении, т.к. попытки утвердить свою позицию носят
преимущественно эмоциональный , а не целенаправленно осознанный
характер. Подлинное самоопределение осуществляется в старшем
подростковом и юношеском
возрасте, когда уже накоплен известный опыт, позволяющий осуществлять
продуманный и обоснованный выбор. В этом возрасте становится возможным
подлинное самоутверждение, которое является важным компонентом
самоопределения. Предпочтительную позицию необходимо не только выбрать,
но и отстоять, т.е. собственньм поведением утвердить свое соответствие
ей. Это требует определенной зрелости мотивационной сферы личности,
которая формируется на протяжении детства под решающим влиянием
воспитания.