САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ - центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе многообразных социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных эмоциональных и иных связей с другими людьми.
Процесс становления человека как общественного существа характеризуется диалектическим сочетанием стремления к единению, общественному признанию, включению в социальную общность (интеграция) и к обособлению, выделению из общности в качестве самоценного индивида (индивидуализация). На ранних этапах развития ребенка центральным механизмом становления его сознания выступает приобщение к культурно-историческому опыту человечества. Формирование жизненных навыков, речи, мыслительных операций осуществляется в тесном взаимодействии с носителями опыта - взрослыми, которые выступают направляющей и регулирующей силой в этом процессе. Усвоение опыта происходит первоначально за счет подражания, позднее - посредством совместных, кооперативных действий. Подчиненное положение ребенка на этом этапе естественно и закономерно. Лишь постепенно ребенок обретает способность действовать самостоятельно, что выступает главной предпосылкой формирования самосознания. На этой основе по мере возрастного развития формируется осознанное избирательное отношение к внешним воздействиям. Ребенок становится способен принимать одни влияния и отвергать другие не просто на основе элементарных побуждений и настроений, но на основе сознательных оценок, идеалов, убеждений.
Самоопределение может быть также рассмотрено как процесс освоения человеком различных социальных ролей, одни из которых он принимает, другие - отвергает; одни успешно осваивает, тогда как исполнение других оказывается затруднительно. В этом процессе решающее значение принадлежит педагогическому воздействию, т.к. именно от него зависит выбор предпочтительных ролей и их адекватное освоение. Упущения в воспитательном процессе приводят к тому, что взрослеющий человек оказывается неспособен полноценно исполнять социально значимые роли, а потому отдает предпочтение тем, освоение которых не связано с интеллектуальными и моральными усилиями. Полноценного самоопределения в таком случае не происходит, т.к. предпочтение отдается конформному следованию примитивным образцам. Следствием этого является социальная незрелость, пассивность, а также отклоняющееся поведение.
Ребенок демонстрирует способность к самостоятельным действиям и решениям, к отстаиванию собственного мнения уже на третьем году жизни. Это однако еще не свидетельствует о его самоопределении, т.к. попытки утвердить свою позицию носят преимущественно эмоциональный , а не целенаправленно осознанный характер. Подлинное самоопределение осуществляется в старшем подростковом и юношеском возрасте, когда уже накоплен известный опыт, позволяющий осуществлять продуманный и обоснованный выбор. В этом возрасте становится возможным подлинное самоутверждение, которое является важным компонентом самоопределения. Предпочтительную позицию необходимо не только выбрать, но и отстоять, т.е. собственньм поведением утвердить свое соответствие ей. Это требует определенной зрелости мотивационной сферы личности, которая формируется на протяжении детства под решающим влиянием воспитания.

Другие записи

10.06.2016. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА - механизм бессознательного ограждения человеком своего внутреннего мира от травмирующих переживаний. Как особое психологическое явление, была первоначально изучена З.Фрейдом…
10.06.2016. РЕЧЬ
РЕЧЬ - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Речь ребенка…
10.06.2016. РИСУНОК
РИСУНОК - продукт изобразительной деятельности, одна из форм проявления и характерный показатель развития ребенка. Изобразительная деятельность зарождается в раннем 'возрасте и достигает наивысшего…
10.06.2016. РОЛЬ
РОЛЬ - устойчивый комплекс форм поведения, соответствующий определенной функции личности в социальных отношениях. Человек как общественное существо вступает с другими людьми в разнообразные отношения (межличностные,…
10.06.2016. САМОКОНТРОЛЬ
САМОКОНТРОЛЬ - сознательная регуляция человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями. Становление самоконтроля…