САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и Добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.
Самостоятельность не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. На пятом-шестом месяце жизни ребенок начинает предпринимать самостоятельные действия - садится, пытается достать игрушку и т.п.; к концу первого года жизни - стоит, поддерживает равновесие своего тела, осуществляет целенаправленные действия. Таким образом, пробуждается стремление к самостоятельности, связанное с потребностью ребенка удовлетворить свои желания без помощи взрослых. На третьем году жизни в силу возросших физических возможностей ребенка ему становятся доступны разнообразные действия. В этом возрасте происходит также первоначальное осознание ребенком себя, выделение себя из окружающего мира, т.е. закладываются основы самосознания. Это проявляется в обостренном стремлении к самостоятельности, нередко даже вопреки желаниям родителей. Наступает так называемый кризис трех лет - этап становления личности, для которого характерен переход к новому, более совершенному уровню сознания и поведения. Этот этап является чрезвычайно благоприятным для разумного поощрения побуждения ребенка, привития ему полезных навыков. Родители и воспитатели, стремящиеся подавить детскую активность, как правило сталкиваются с острыми негативными реакциями и нарушениями поведения. Если им удается сделать подчинение главным механизмом поведения ребенка, это серьезно затрудняет формирование самостоятельности.
Становление самостоятельности в младшем школьном возрасте протекает относительно ровно. Осложнения этого процесса возможны в подростковом возрасте. Обостренная потрсбность в самоутверждении у подростков нередко основывается на искаженном представлении о самостоятельности, которая воспринимается ими как полная независимость от чужих мнений, советов и оценок. При этом демонстративное отвержение авторитета старших нередко сочетается с пассивной зависимостью от стандартной подростковой субкультуры. В практике воспитания учет растущих возможностей подростков, поощрение положительной направленности их стремлений и активности позволяют смягчить протекание подросткового кризиса и сформировать подлинную самостоятельность.

Другие записи

10.06.2016. РИСУНОК
РИСУНОК - продукт изобразительной деятельности, одна из форм проявления и характерный показатель развития ребенка. Изобразительная деятельность зарождается в раннем 'возрасте и достигает наивысшего…
10.06.2016. РОЛЬ
РОЛЬ - устойчивый комплекс форм поведения, соответствующий определенной функции личности в социальных отношениях. Человек как общественное существо вступает с другими людьми в разнообразные отношения (межличностные,…
10.06.2016. САМОКОНТРОЛЬ
САМОКОНТРОЛЬ - сознательная регуляция человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями. Становление самоконтроля…
10.06.2016. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ - центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе многообразных социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует…
10.06.2016. САМООЦЕНКА
САМООЦЕНКА - элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков. Тесно связана с уровнем притязаний. Адекватная…