СКАЗКА

СКАЗКА - наиболее древний жанр литературного творчества; художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера, в котором сюжет, порожденный действительностью, окрашен элементами фантастического вымысла. Существуют фольклорные сказки, издавна бытовавшие как распространенный жанр устного народного творчества, а также литературные сказки, созданные писателями в качестве самобытного литературного произведения.
Сказка - первый жанр развернутого литературного повествования, доступный детям с раннего возраста. На протяжении дошкольного детства сказка выступает одним из основных источников познания и освоения окружающего мира. Нравственный опыт, накопленный и отшлифованный человечеством на протяжении тысячелетий, ребенку необходимо усвоить всего за несколько лет. И сказка играет в этом исключительную роль. Ее содержание определяется представлениями о нравственных идеалах, о добре и зле, воплощенных в образах положительных и отрицательных героев. В конечном счете добро в сказке торжествует, положительные герои одерживают верх над силами зла и несправедливости. Это создает для ребенка эмоционально положительный жизненный фон, формирует оптимистичное восприятие мира. Сказки с их чудесами и волшебными превращениями наиболее созвучны мироощущению ребенка. Они передают нравственные понятия не в виде сухого издания, а в яркой, увлекательной, ясной по смыслу и забавной форме. В то же время они знакомят ребенка со сложной и противоречивой жизнью, раскрывают существенные явления и закономерности действительности. Обогащая социальный опыт ребенка, сказки воспитывают эстетическое отношение к природе, к человеку, к труду и творчеству.
Воспитательное воздействие сказки определяется тем, что она прежде всего воздействует на чувства ребенка, эмоционально окрашивая назидательное содержание. Слушая сказку, ребенок в воображении идентифицирует себя с положительными героями, живет их благородными чувствами, соучаствует в их подвигах. Родителей должно насторожить, если сопереживание ребенка связано с отрицательными персонажами: обычно это свидетельствует о каком-то психическом неблагополучии.
Жизнь современного ребенка насыщена сложными играми, теле- и видеофильмами, и сказке в ней остается все меньше места. Тем более, что многие родители, считая сказки наивными и примитивными, стараются сосредоточить внимание ребенка на более полезных, с их точки зрения, занятиях. Не следует, однако, забывать, что формирование социальной и нравственной зрелости - одна из важнейших задач воспитания. И поэтому нельзя недооценивать сказку, являющуюся не только средством развлечения, но и воспитательным инструментом.

Другие записи

10.06.2016. УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - желаемый уровень самооценки личности; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности…
10.06.2016. ФРУСТРАЦИЯ
ФРУСТРАЦИЯ - психическое состояние напряжения, тревоги, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями (реальными или воображаемыми) на пути к достижению значимых целей,…
10.06.2016. ХАРАКТЕР
ХАРАКТЕР - совокупность наиболее ярко выраженных и относительно устойчивых черт, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его поведении. Тесно связан с темпераментом, который определяет…
10.06.2016. ЭГОИЗМ
ЭГОИЗМ - негативная ценностная ориентация личности, крайняя форма индивидуализма, проявляющаяся в сознательном корыстном противопоставлении личных интересов и потребностей интересам других людей и…
10.06.2016. ЭГОЦЕНТРИЗМ
ЭГОЦЕНТРИЗМ - позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных ощущениях, переживаниях, интересах и т.п., а также неспособностью принимать и учитывать информацию, противоречащую…