Стресс

СТРЕСС - состояние психофизиологического напряжения, возникающее у человека под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики. Понятие "стресс" ввел в 1936 г. канадский физиолог Г.Селье. Он различает эустресс - нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс - патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. В обыденном сознании закрепилось представление о стрессе как о некотором патологическом явлении, отклонении в функционировании организма. Селье считает стресс неотъемлемым атрибутом жизнедеятельности. Человек не может полноценно функционировать, если на его органы чувств не действует достаточное число соответствующих раздражителей. В частности, если на мозг развивающегося ребенка с детства не будет действовать определенное количество сенсорных, эмоциональных или социальных раздражителей, то психические процессы не смогут гармонично развиваться, и социализация личности не произойдет; особенно отчетливо это видно на примерах полной психической депривации, когда дети, в силу исключительных обстоятельств лишенные человеческого общения в первые годы жизни, так и не становились полноценными людьми. На обилие раздражителей организм реагирует состоянием стресса, которое играет мобилизующую и потому положительную роль. Раздражители повышенной интенсивности или возникающие в чрезмерном количестве могут вызвать дистресс и повлечь соматические заболевания, деформации психики и даже гибель. Но нельзя абсолютизировать внешние воздействия сами по себе, т.к. один и тот же раздражитель (стрессор) для одного человека может оказаться мобилизующим, полезным, а для другого может иметь самые негативные последствия. Способность реагировать на интенсивные внешние раздражители определяется индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности: психофизиологической конституцией, чувствительностью к воздействиям (сензитивностью), особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Чтобы внешние воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д. Поэтому в целях воспитания гармонично развитой личности не следует пытаться ограждать ребенка от всех нежелательных воздействий. Поскольку на протяжении всей его жизни родители и воспитатели все равно не смогут поддерживать вокруг него "тепличные" условия, то чрезмерная опека впоследствии может сформировать личность, не способную противостоять жизненным проблемам и по любому незначительному поводу впадающую в дистресс

Другие записи

10.06.2016. ГОСПИТАЛИЗМ
ГОСПИТАЛИЗМ - синдром тяжелой физической и психической отсталости, возникающей в первые годы жизни ребенка вследствие недостатка общения с близкими взрослыми. Проявляется в запоздалом развитии движений…
10.06.2016. ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ - ясли, детские сады, а также ясли-сады (объединенные детские учреждения), предназначенные для общественного воспитания и элементарного обучения детей, начиная с младенческого…
10.06.2016. ОДАРЕННОСТЬ
ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Существует…
10.06.2016. ПАМЯТЬ
ПАМЯТЬ - психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения…
10.06.2016. СТРАХИ
СТРАХИ - эмоционально насыщенные ощущения беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия. В ситуации явной опасности для жизни, например при обморочных состояниях,…