ТЕЛЕВИДЕНИЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ - играет„двойственную роль в формировании познавательных процессов и личности ребенка. Широко распространено мнение, что эта роль всецело негативна, поскольку телепередачи отвлекают детей от более содержательных занятий, демонстрируют образцы нежелательного поведения; кроме того, телепросмотры отрицательно сказываются на физическом состоянии детей, в частности приводят к ухудшению зрения. Все это справедливо лишь отчасти -относительно чрезмерно длительных телепросмотров, а также тех передач, которые не предназначены детской аудитории. В умеренных пределах просмотр соответствующих возрасту программ оказывает положительное влияние на развитие ребенка.
Телевизор есть почти в каждом современном доме, выступает чрезвычайно привлекательным объектом для всех членов семьи, для людей всех возрастов. Это объясняется рядом психологических причин. Во-первых (и это простейшее психофизиологическое объяснение), любой организм испытывает удовлетворение от слежения за движущимися объектами. Еще в младенческом возрасте ребенок, не способный пока понять содержание телепередачи, с удовольствием следит за картинкой, движущейся на экране. Такой биологически обусловленный механизм реагирования характерен для человека любого возраста; поэтому включенный телевизор иногда выступает своеобразным динамическим фоном в обедненной эмоциональной атмосфере учреждений и квартир; именно поэтому телевизор иногда не выключают, даже не испытывая интереса к передаче, - привлекает сама динамичность изображения.
Во-вторых, информацию и развлечения телевидение предоставляет фактически "даром": от зрителя не требуется никакой активности, чтобы удовлетворить свои познавательные и эмоциональные потребности. А телевидение выступает неисчерпаемым источником удовлетворения этих потребностей, сообщая все новые сведения и развивая новые эмоционально насыщенные сюжеты.
Потребность в новыхВпечатлениях чрезвычайно выражена у ребенка начиная с первых месяцев жизни. Эта потребность лежит в основе его познавательного и интеллектуального развития. Легче всего ребенок усваивает информацию, преподносимую в образной динамичной форме. В этом отношении телевидение может выступить стимулятором психического развития, обеспечивая ребенку яркие впечатления. (Конечно, ребенок первых лет жизни не в состоянии адекватно воспринять содержание телепередачи; для него существуют гораздо более полезные и эффективные стимуляторы развития, чем телевидение.) По мере взросления ребенок обретает все большую способность ориентироваться в сюжетах передач, адекватно воспринимать сообщаемую информацию. По мнению ряда специалистов, телевидению принадлежит немалая роль в ускорении развития современных детей. Отношение родителей к телевидению неоднозначно. Некоторые вполне удовлетворены тем, что ребенок, проводя много времени у экрана, не отвлекает их от дел, не требует особого присмотра и не вызывает опасений в связи с какими-либо нежелательными действиями. Однако многие родители обеспокоены, что дети проводят слишком много времени у телевизора в ущерб другим видам деятельности. Справедливы и утверждения медиков о том, что увлечение телепросмотрами отрицательно сказывается на здоровье детей.
Таким образом, задача родителей состоит в том, чтобы обеспечить положительный эффект, который может дать телевидение, и предотвратить его возможное негативное влияние. А это значит - упорядочить процедуру телепросмотров в соответствии с возможностями детей и задачами воспитания. Общие рекомендации в этом отношении довольно просты. Детям до трехлетнего возраста вообще не рекомендуется смотреть телевизор. Просмотр передач дошкольниками следует ограничить непродолжительным временем (примерно полчаса в сутки), позволяя смотреть только специальные детские передачи. В целом необходимо организовать жизнь семьи таким образом, чтобы телевизор не выступал самым привлекательным объектом в доме. Если стимулировать потребность ребенка в общении, в конструктивных видах деятельности, то удается избежать многих издержек, связанных с чрезмерным увлечением телевидением.

Другие записи

10.06.2016. ОДАРЕННОСТЬ
ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Существует…
10.06.2016. ПАМЯТЬ
ПАМЯТЬ - психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения…
10.06.2016. СТРАХИ
СТРАХИ - эмоционально насыщенные ощущения беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия. В ситуации явной опасности для жизни, например при обморочных состояниях,…
10.06.2016. Стресс
СТРЕСС - состояние психофизиологического напряжения, возникающее у человека под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики. Понятие "стресс"…
10.06.2016. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно…