ТЕМПЕРАМЕНТ

ТЕМПЕРАМЕНТ - устойчивое соотношение особенностей человека, характеризующих различные стороны его психической деятельности. Представляет собой общую харакгеристику высшей нервной деятельности человека и выражает основные природные свойства нервной системы.
В структуре темперамента традиционно выделяют три ведущих компонента, относящихся к сферам общей активности, моторики и эмоциональности. Наиболее широкое значение имеет первый компонент, сущность которого состоит в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию действительности. С ним. тесно связан второй - моторный компонент, среди динамических качеств которого выделяют такие, как быстрота, сила, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Появления мышечной и речевой моторики выступают наиболее наглядно и потому часто служат основанием для суждения о темпераменте того или иного человека. Третий основной компонент темперамента - эмоциональность; она характеризуется особенностями возникновения и протекания разнообразных чувств, переживаний и настроений. Это наиболее сложный компонент темперамента, обладающий собственной разветвленной структурой.
Названные компоненты образуют в актах человеческого поведения своеобразное единство побуждения, действия и переживания, выступающее целостным проявлением темперамента.
В истории учения о личности можно выделить три основных системы взглядов на вопрос о факторах, обусловливающих проявления темперамента. Древнейшими являются гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Наиболее ярко эту группу теорий представляла классификация, основанная на учении Гиппократа. Он считал, что уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, -кровью, желтой желчью, черной желчью и слизью (лимфой, флегмой). На основании теории Гиппократа постепенно сформировалось учение о четырех типах темперамента - по количеству главных жидкостей, гипотетическое преобладание которых в организме дало название основным типам темперамента: сангвиническому, холерическому, меланхолическому и флегматическому.
Большое влияние на формирование современных теорий личности и ее индивидуальных особенностей оказала теория темперамента, выдвинутая Э-Кречмером. Анализируя совокупности морфологических признаков, Кречмер выделяет на основе разработанных им критериев основные конституциональные типы телосложения и делает попытку определить темперамент именно через эти типы морфологической конституции. К морфологическим теориям темперамента относится и концепция американского психолога У.Шелдона, который, как и Кречмер, отстаивает представление о телесной обусловленности разнообразных черт личности.
В отечественной психологии трактовка темперамента опирается на учение И.П.Павлова о типологических свойствах нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре, по его данным, основные, типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности; их проявления в поведении Павлов поставил в прямую зависимость от античной классификации темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темпераменту сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный - темпераменту флегматика; сильный, неуравновешенный - темпераменту холерика; слабый - темпераменту меланхолика.
На современном этапе развития науки сделать окончательные выводы относительно числа основных типов нервной системы, равно как и числа типичных темпераментов, не 'представляется возможным. Исследования показали, что сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологичес-ких измерений темперамента много сложнее, чем это пред-. ставлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств, Вероятно, гораздо больше, чем это предполагалось Павловым. Однако для практического изучения личности деление на четыре основных типа темперамента и их психологическая характеристика могут служить достаточно хорошей основой. В соответствии с этим следует отметить, что для сангвинического темперамента характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональная впечатлительность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях оборачивается отсутствием необходимой сосредоточенности, поспешностью, поверхностью. Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может вылиться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю в критических обстоятельствах. Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае негативных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бледность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий .Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые этого не заслуживают.
Приведенные данные показывают, что в зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт. Цель воспитания заключается, следовательно, не в том, чтобы переделать один тип темперамента в другой, а в том, чтобы планомерно добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой - ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка. Поскольку формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера: овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента.
Вместе с тем следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не охарактеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне психической деятельности. Характер же связан с содержательной стороной личности.
В процессе развития характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к формированию различных свойств характера в зависимости от условий жизни и деятельности. Так, при соответствующем воспитании и условиях жизни у человека с нервной системой слабого типа может сложиться сильный характер, и наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при тепличном воспитании у человека с сильной нервной системой. Во всех своих проявлениях темперамент обусловлен конкретным содержанием жизни человека. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, для разных людей нужны разные приемы выработки тех или иных психических качеств. Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента.

Другие записи

10.06.2016. ПАМЯТЬ
ПАМЯТЬ - психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения…
10.06.2016. СТРАХИ
СТРАХИ - эмоционально насыщенные ощущения беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия. В ситуации явной опасности для жизни, например при обморочных состояниях,…
10.06.2016. Стресс
СТРЕСС - состояние психофизиологического напряжения, возникающее у человека под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики. Понятие "стресс"…
10.06.2016. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно…
10.06.2016. ТЕЛЕВИДЕНИЕ
ТЕЛЕВИДЕНИЕ - играет„двойственную роль в формировании познавательных процессов и личности ребенка. Широко распространено мнение, что эта роль всецело негативна, поскольку телепередачи отвлекают детей…