ТРЕВОЖНОСТЬ -
переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием
опасности или неудачи. Субъективно ощущается как напряжение,
озабоченность, беспокойство и связана с чувствами беспомощности,
неопределенности. На физиологическом уровне реакции тревожности
проявляются в учащении дыхания и сердцебиения, повышении артериального
давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов
чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают
отрицательную эмоциональную окраску.
В отличие от страха, который
порождается конкретными причинами и связан главным образом с угрозой
самому существованию человека как живого существа, тревожность обычно
имеет неопределенный характер и возникает при угрозе (нередко -
воображаемой) человеку как личности.
В психологии различают тревожность как
эмоциональное состояние (ситуативная тревожность) и как устойчивую
черту (личностная тревожность), индивидуальную и психологическую
особенность, проявляющуюся в повышенной склонности к переживаниям
тревоги и беспокойства без достаточных оснований.
Ситуативная тревожность порождается
объективными условиями, содержащими вероятность неуспеха и
неблагополучия (в частности, в ситуации оценки способностей и
достижений личности - например, на экзамене и т.п.). В таких условиях
тревожность может играть положительную роль, т.к. способствует
концентрации энергии на достижении желаемой цели, мобилизации резервов
организма и личности для преодоления возможных трудностей. Т.е.
ситуативная тревожность имеет приспособительный характер, если не
превосходит определенного оптимального уровня. Безразличие к трудностям
и безответственное отношение к поставленным целям при полном отсутствии
ситуативной тревожности снижает эффективность деятельности и не
позволяет добиться наилучших результатов. Однако и повышенная
ситуативная тревожность, при которой возбуждение и беспокойство значительно превышают
уровень возможных затруднений, снижает результативность деятельности.
Таким образом, повышенная ситуативная тревожность имеет дезадаптивный
характер. Оптимальным является такой уровень тревожности, который
сопоставим с объективными условиями, ее вызвавшими, и который
достаточен для мобилизации сил на преодоление возникающих препятствий.
Существуют так называемые возрастные
пики тревожности. На определенных возрастных этапах повышение
тревожности бывает связано с неблагополучием в наиболее значимой для
человека сфере деятельности. У детей раннего возраста тревожность
порождается разлукой с матерью. В возрасте 6-7 лет главную роль играет
адаптация к школе, в младшем подростковом - общение со взрослыми
(родителями и учителями), в ранней юности - отношение к будущему и
проблемы, связанные с отношениями полов.
Ситуативную тревожность у детей может
провоцировать резкое изменение привычной обстановки (например,
расставание с родителями, поступление в детский сад и школу), а также
нарушение отношений со сверстниками. В школьном возрасте особенно
значимы ситуации публичной оценки, в том числе ответ у доски,
контрольные работы и т.п. Для профилактики ситуативной тревожности
важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать с ними
возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения
возникающих проблем. Целесообразно предварительное "проигрывание"
наиболее трудных ситуаций.
Особого внимания требуют дети с
устойчивой личностной тревожностью. Вопрос о ее происхождении остается
дискуссионным. Специалисты, рассматривающие тревожность как свойство
темперамента, подчеркивают ее природную обусловленность как свойство
темперамента, подчеркивают ее природную обусловленность индивидуальными
особенностями эндокринной и нервной систем. При рассмотрении
тревожности как характеристики личности решающая роль в ее
возникновении признается за социальными факторами.
Выделяется так называемая связанная
тревожность, проявляющаяся в определенной сфере деятельности (школьная,
межличностная и др.) и общая тревожность, распространяющаяся
практически на все сферы жизнедеятельности.
Преодоление личностной тревожности, в
том числе и школьной, требует специальной психотерапевтической работы,
ориентированной на источник тревожности. От педагогов
и родителей требуется повышенное внимание к потребностям ребенка,
создание обстановки, способствующей формированию у него уверенности в
своих силах. Важную роль играет также устранение тревожности у самих
воспитателей с целью исключить возможность психического "заражения"
ребенка этим состоянием.