ВНИМАНИЕ

ВНИМАНИЕ - направленность и сосредоточенность психической деятельности на одни предметы или явления действительности при одновременном отвлечении от других. Внимание представляет собой особую динамическую характеристику деятельности, ее необходимую сторону. Объектом внимания могут выступать как воздействия внешней Среды, так и собственные мысли, переживания, действия.
Выделяют три вида внимания. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное внимание. Оно имеет пассивный характер, так как навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Физиологическим проявлением этого вида внимания служит ориентировочная деятельность. Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений человека и требует с .его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном внимании. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально выработанными способами организации поведения. По мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с се автоматизацией возможно появление так называемого постпроизвольного внимания. При этом сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением.
К числу экспериментально определяемых характеристик внимания относятся избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключаемость. Избирательность внимания связана с возможностью успешной настройки при наличии помех на восприятие информации, относящейся к сознательной цели. Количество одновременно отчетливо осознаваемых объектов принимается за величину объема внимания, который практически совпадает с объемом непосредственного запоминания или кратковременной памяти. Этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материна и его характера и обычно равен 5-7 объектам. Для определения переключаемости и устойчивости внимания применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей.
В отечественной психологии разработана теория внимания как функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их осуществления. Развитие подобного контроля улучшает результативность любой деятельности, в частности ее планомерное формирование, позволяет преодолеть некоторые дефекты внимания, например рассеянность.
Развитие внимания в детском возрасте состоит в постепенном овладении произвольным вниманием, а также в увеличении объема внимания и его устойчивости, в улучшении его распределения и в более быстром его переключении.
У младенца внимание еще совершенно не развито; об этом явно свидетельствует блуждающий взгляд. Хотя уже в первые дни наблюдаются некоторые признаки непроизвольного внимания. В возрасте 2-3 месяцев появляется зрительное сосредоточение на объекте - на яркой игрушке, на приближающемся лице взрослого. Внимание первоначально носит непроизвольный характер и сильно зависит от качества раздражителей: младенца привлекают яркие и блестящие предметы, громкие звуки и т.п. На этом этапе большое значение имеет организация окружающей ребенка Среды: однообразная обстановка затрудняет развитие внимания, тогда как множество периодически сменяемых и разнообразных по цвету и форме вещей помогает развивать способность к сосредоточению внимания. С 6 месяцев значительно повышается интерес детей к окружающим предметам. Внимание приобретает более сложные формы, на его основе начинает складываться ориентировочно-исследовательская деятельность в виде манипулирования предметами. На втором году жизни в связи с возросшими возможностями ребенка по освоению окружающей Среды, а главным образом - в связи с развитием речи, появляются зачатки произвольного внимания, которое начинает подчиняться определенной игровой или познавательной задаче. Непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении дошкольного детства, однако в норме к 7 годам ребенок уже обретает способность управления вниманием, что составляет один из важных компонентов готовности к школьному обучению.
У младших школьников все еще преобладает непроизвольное внимание. Объем внимания в этом возрасте невелик, нет и достаточного умения распределять внимание. Но по сравнению с дошкольным детством для младшего школьного возраста характерно более быстрое развитие и устойчивость внимания. В подростковом возрасте концентрация и устойчивость внимания еще более возрастают, что обусловлено развитием познавательных интересов.

Другие записи

10.06.2016. АГРЕССИВНОСТЬ
АГРЕССИВНОСТЬ - склонность к причинению другим морального или физического ущерба. В той или иной мере встречается почти у всех детей младшего возраста вследствие недостаточной произвольности поведения…
10.06.2016. АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ
АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. При поступлении в школу коренным…
10.06.2016. АКСЕЛЕРАЦИЯ
АКСЕЛЕРАЦИЯ - ускорение роста и физического развития детей по сравнению с предшествующими поколениями. Впервые подобные явления отмечены в середине XIX в. При сопоставлении результатов антропометрических обследований,…
10.06.2016. АУТИЗМ
АУТИЗМ - состояние психики, проявляющееся в уклонении от общения, предпочтении собственного внутреннего мира контактам с окружающими. Аутичным называют человека, сосредоточенного на себе, отрешенного…
10.06.2016. АФФЕКТ
АФФЕКТ - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, сопровождающееся выраженными двигательными и вегетативными проявлениями. Возникает в неожиданных стрессовых ситуациях как "аварийный"…