ВОСПИТАНИЕ

ВОСПИТАНИЕ - деятельность, направленная на формирование личности человека посредством развития способностей на основе усвоения общественно-исторического опыта, приобщения к культуре; центральный элемент социализации (нередко эти понятия употребляются как синонимы).
Стиль воспитания, существующий в каждом обществе, зависит от уровня его социально-экономического развития, а также от особенностей его экологии, традиционной культуры, образа жизни и нормативного канона человека. Различия эти весьма существенны. Например, европейская культурная традиция полагает, что в наиболее строгом дисциплинировании нуждаются маленькие дети, а по мере взросления ребенок получает большую самостоятельность. Напротив, японцы, малайцы и сингалы предоставляют малышам максимум свободы, практически не наказывают и не ограничивают их; дисциплина, причем весьма строгая, появляется здесь позже, по мере вырастания ребенка, усваивающего нормы и правила поведения старших. Существенно варьируют стереотипы маскулинности и фемининности, от которых зависят различия в воспитании девочек и мальчиков, а также роль в этом процессе отца и матери.
С содержательной точки зрения воспитание классифицируется по-разному. Принимая во внимание различные аспекты воспитательногв процесса, в педагогической литературе выделяют нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание и т.д. Это подразделение условно. Личность нельзя воспитать "по аспектам", но только в целом. Можно рассуждать отдельно о трудовом воспитании, отдельно об умственном, нравственном и т.д., но практически воспитывать в человеке порознь соответствующие свойства и качества личности невозможно. Нельзя воспитать положительное отношение к труду, не позаботившись об определенном уровне усвоения нравственных понятий, связанных с этим эмоциональных переживаний, о развитии представлений, относящихся к профессии и т.д.
Понятие воспитания обычно представляется как однонаправленный субъектно-объектный процесс, в котором воспитатель выступает как субъект, а воспитуемый как объект. Но это деление весьма условно и проблематично. Во-первых, воспитатель сам должен быть воспитан. Во-вторых, воспитуемый не пассивно принимает налагаемую на него форму, но отбирает из сообщаемой ему информации главным образом то, что соответствует его собственным интересам и отвечает его жизненному опыту. Абсолютизация водораздела между воспитателем и воспитуемым идеологически всегда консервативна. Она увековечивает существующую социальную иерархию, недооценивая значение инноваций и культурного обновления, связанного с деятельностью новых общественных групп, поколений и т.д.
Содержание процесса воспитания - овладение ребенком по мере его индивидуального развития общественно-историческим опытом, накопленным предшествующими поколениями. Этот процесс возможен только в условиях общения и совместной деятельности ребенка с носителями этого опыта - взрослыми. Общение - процесс взаимный, диалогический. Поэтому неправомерно сводить воспитание исключительно к одностороннему воздействию. Попытки пересмотра доктрины авторитарной педагогики включают пересмотр понятия воспитания в плане рассмотрения его как взаимодействия. Ребенок, воспитуемый рассматривается не только как объект воспитания, но и как его субъект, равноправный участник взаимно направленного процесса.
Ребенок первоначально не имеет никакого опыта и абсолютно зависим от внешнего воздействия. Но уже в течении первого года жизни и далее с нарастающей динамикой он начинает играть роль не просто объекта воздействия, а активного участника процесса воспитания. Таким образом, характер взаимодействия в воспитании асимметричен. Взаимодействие по мере становления личности воспитуемого приобретает все более равноправный характер.
Такой подход к проблеме воспитательного взаимодействия позволяет избегнуть крайностей, которыми чреват не только авторитарный стиль воспитания, но и радикально понятый демократический стиль. Игнорирование активности ребенка в воспитательном процессе приводит к подавлению его личности и искусственному навязыванию интеллектуальных и нравственных установок (последнее, как показывает практика, крайне неэффективно). Преувеличение активности воспитуемого в процессе взаимодействия приводит к приписыванию ему роли, которую он на определенном этапе развития еще не вполне способен принять.
Сущность воспитания заключается в формировании характерной для каждого возрастного этапа структуры личности, т.е. формирования, с одной стороны, определенным образом иерархизированной системы потребностей и мотивов -направленности личности, с другой стороны, формирование таких доступных для ребенка каждого возраста способов и форм поведения, в которых эти потребности и мотивы могут реализоваться оптимально и для ребенка, и для общества.
Принцип единства сознания и деятельности, лежащий в основе деятельностного подхода к воспитанию, определяет необходимость собственной деятельности воспитуемого, формирующей его личность. На ранних этапах развития эта деятельность может осуществляться лишь совместно с воспитателем в соответствии с определяемыми им целями. Более зрелая личность становится способной к самостоятельному осуществлению деятельности (все более и более сложной) на основе самостоятельно же поставленной цели.
Учет индивидуальных особенностей ребенка необходим для обеспечения эффективности воспитательного воздействия. Любое внешнее воздействие влияет на формирующуюся личность лишь будучи опосредованным внутренними факторами - системой уже усвоенных знаний и установок. Этим должен определяться выбор педагогических приемов по отношению к конкретному ребенку.
Таким образом, при всей асимметричности процесса воспитания воспитуемый является не просто его объектом, но субъектом, который активно воздействует на всех остальных участников, будь то родители, учителя или социальные институты. С усложнением задач и методов воспитания и обучения уровень избирательности, селективности со стороны воспитуемых неуклонно возрастает, а дисциплина, основанная на страхе наказания, уступает место сознательной самодисциплине как элементу самовоспитания. В современных условиях, когда темпы социально-культурного обновления как никогда высоки, эта проблема приобретает особое значение. Сама эффективность системы воспитания оценивается сегодня не столько по тому, насколько успешно она обеспечивает усвоение и воспроизведение унаследованных от прошлого знаний и ценностей, сколько по тому, как она готовит подрастающего человека к самостоятельной творческой деятельности, постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений.

Другие записи

10.06.2016. АКСЕЛЕРАЦИЯ
АКСЕЛЕРАЦИЯ - ускорение роста и физического развития детей по сравнению с предшествующими поколениями. Впервые подобные явления отмечены в середине XIX в. При сопоставлении результатов антропометрических обследований,…
10.06.2016. АУТИЗМ
АУТИЗМ - состояние психики, проявляющееся в уклонении от общения, предпочтении собственного внутреннего мира контактам с окружающими. Аутичным называют человека, сосредоточенного на себе, отрешенного…
10.06.2016. АФФЕКТ
АФФЕКТ - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, сопровождающееся выраженными двигательными и вегетативными проявлениями. Возникает в неожиданных стрессовых ситуациях как "аварийный"…
10.06.2016. ВНИМАНИЕ
ВНИМАНИЕ - направленность и сосредоточенность психической деятельности на одни предметы или явления действительности при одновременном отвлечении от других. Внимание представляет собой особую динамическую…
10.06.2016. ВООБРАЖЕНИЕ
ВООБРАЖЕНИЕ - психический процесс, заключающийся в создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта. "Выражается: 1)в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности;…