ХАРАКТЕР

ХАРАКТЕР - совокупность наиболее ярко выраженных и относительно устойчивых черт, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его поведении. Тесно связан с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывает своеобразный отпечаток на те или иные его проявления. Но темперамент определяется врожденными свойствами высшей нервной деятельности и практически не подвержен изменениям на протяжении всей жизни человека. Характер складывается в процессе воспитания; он отражает условия жизни человека и способен изменяться при изменении этих условий.
В структуре характера выделяют множество различных черт; в русском языке насчитывается свыше полутора тысяч слов для их обозначения. Условно черты характера можно подразделить на две общие группы. К первой относятся психологические качества, выражающие направленность человека, систему его отношения к действительности, к себе и другим людям. К таким чертам относятся искренность, гуманность, чуткость и многие другие. Ко второй группе относятся волевые черты характера, определяющие Способность человека сознательно регулировать свое поведение, преодолевать препятствия и затруднения, направлять свои поступки в соответствии с определенными принципами. К волевым чертам характера относятся самообладание, настойчивость, целеустремленность и другие. В зависимости от развития волевых черт характер определяют как сильный или слабый.
Характер начинает складываться уже в раннем детстве. В зависимости от конкретных условий жизни ребенка, от отношения к нему взрослых уже на первом году жизни начинает оформляться индивидуальное своеобразие его поведения. В дошкольном возрасте можно наблюдать элементарные характерологические проявления, хотя на этом этапе их еще преждевременно рассматривать как сложившиеся черты характера. "Важнейшим условием формирования характера выступает психологическая атмосфера семьи, стиль семейного Воспитания. Типичные ошибки родителей - чрезмерная забота о ребенке, навязчивая опека либо, наоборот, попустительское отношение к его поведению - приводят к формированию таких отрицательных черт, как пассивность, неспособность преодолевать трудности и разумно управлять своими действиями. В этом случае страдает как направленность личности (ребенок не усваивает жизненно необходимых отношений к явлениям действительности), так и волевая сторона характера. Для становления положительных черт характера необходимо внимание и участие со стороны родителей, которые не только удовлетворяют насущные потребности ребенка, но и помогают самому освоить приемлемые способы решения встающих перед ним проблем. Немалую роль при этом играет общение со сверстниками, в частности - сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок осваивает необходимые навыки общежития и получает представление о том, как расценивается другими людьми его собственное поведение. Формирование черт характера первоначально проходит стадию формирования соответствующих временных, ситуационных психических состояний как переходных элементов к устойчивым свойствам характера. Если определенные формы поведения и психические состояния возникают достаточно часто и систематически поощряются, то они постепенно закрепляются и становятся чертами характера. Воспитание характера в этом смысле происходит путем преднамеренного создания системы таких ситуаций, где бы у ребенка возникали нужные психические состояния.
Дальнейшее формирование характера происходит в школьном возрасте под влиянием нового типа отношений с окружающими и новых, более серьезных видов деятельности. Значительную роль в становлении характера в школьном возрасте приобретает самовоспитание.

Другие записи

10.06.2016. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ
ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ - направление психологии, рассматривающее развитие личности и общение как становление и взаимодействие соподчиненных уровней организации индивидуальной психики. Трансактный анализ…
10.06.2016. ТРЕВОЖНОСТЬ
ТРЕВОЖНОСТЬ - переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. Субъективно ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство и связана с чувствами беспомощности, неопределенности.…
10.06.2016. ТРУДНЫЕ ДЕТИ
ТРУДНЫЕ ДЕТИ - широкое обобщенное понятие, используемое в научной и главным образом в научно-популярной литературе, а также в педагогической публицистике для обозначения обширной категории детей, демонстрирующих…
10.06.2016. УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - желаемый уровень самооценки личности; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности…
10.06.2016. ФРУСТРАЦИЯ
ФРУСТРАЦИЯ - психическое состояние напряжения, тревоги, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями (реальными или воображаемыми) на пути к достижению значимых целей,…