ЗАСТЕНЧИВОСТЬ

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ - комплекс ощущений неловкости, растерянности, стыда, страха и т.п., препятствующий нормальному общению. Характерна для эмоционально чувствительных и самолюбивых людей, озабоченных впечатлением, которое они производят, и оценками, которые им дают окружающие. Наиболее часто возникает в новых, неожиданных ситуациях общения, особенно когда на человека направлено пристальное внимание окружающих. Застенчивость появляется в ситуациях неизвестности, неопределенности, когда нет четкого плана собственных действий и неясны их последствия.
Застенчивым людям не свойственны самоуверенность и агрессивность; в общении они скованы, молчаливы. Их чувствительное "Я" слишком проницаемо для травмирующего опыта, т.е. критика или даже подшучивание воспринимаются болезненно. При этом отрицательные эмоции накапливаются и со временем начинают влиять на поведение даже в большей мере, чем настоящая, может быть весьма благополучная ситуация общения. Неспособность к полноценны! контактам с окружающими порождает ощущение постоянных неудач, неспособность действовать инициативно, и как следствие - недовольство собой и неуверенность в будущей В этом случае застенчивость приобретает характер патологического условного рефлекса, т.е. появятся снова и снова ) аналогичных обстоятельствах. Таким образом, застенчивость имеет широкий диапазон проявлений - от легкого замешательства при встрече с незнакомым человеком до сознательного ограничения круга контактов во избежание огорчений и неудач.
Страх перед посторонними, незнакомыми взрослыми ветре чается уже у детей в возрасте 8 месяцев. Когда незнакомы! человек пытается обратиться к ребенку, он обычно использует примерно те же выражения и интонации ( объективно - доброжелательные), которые для малыша прямо ассоциируются с матерью. Несоответствие образа постороннего и слей жившегося, близкого образа матери вызывает замешательство и страх. Ребенок замирает, прижимается к матери, плачет. Постепенно ребенок начинает осознавать других людей качестве отличных от матери, и беспокойство проходит. Однако еще год-полтора на фоне сильной привязанности к матери остается некоторая застенчивость при появлении незна комых людей. К 6 годам ребенок привыкает к тому, что мат является для него неизменной опорой и источником безопасности, и уже способен контактно реагировать в незнакомы ситуациях общения. Этого не происходит при нвротической привязанности к матери, когда угроза разлуки (чаще всего воображаемая) является для ребенка источником постоянного напряжения и беспокойства. Поэтому абсолютно недопустимо пугать ребенка разлукой. Мать, заявляющая непослушному малышу: "Я тебя сейчас оставлю и уйду!", рискует либо подорвать доверие к себе (поскольку угроза наверняка не будет исполнена), либо сформировать у ребенка болезненную зависимость и страх перед незнакомыми событиями и людьми.
Девочки более застенчивы, чем мальчики: это проявляется уже в том, что им в большей степени свойственен страз незнакомцев, возникающий в 8 месяцев. Мальчики сильна реагируют на разлуку, поэтому для них более травмирующи" является раннее помещение в ясли. Для детей обоего пола запредельными раздражителями, способствующими появлению застенчивости, является помещение без матери в больницу в первые годы жизни, болезненные и внезапно проводимые медицинские манипуляции, а также прочие испуги и потрясения, особенно связанные с конфликтными отношениями в семье.
При прочих равных условиях застенчивость более свойственна детям добрым, уступчивым, с мягким характером. Застенчивость у детей, в первую очередь у девочек, в немалой степени зависит от особенностей характера и личности родителей. Застенчивость более свойственна детям не очень общительных и уверенных в себе родителей, с тревожно-мнительными чертами характера, придерживающихся внешне строгих, а по существу формальных методов воспитания и обращения с детьми. Эти родители стремятся чрезмерно рано привить детям навыки самоконтроля и гигиены, любят стыдить и читать мораль, ограничивают возможности выражения чувств. Налицо и избыточная забота со стороны матери, постоянное беспокойство по поводу возможных несчастий с ребенком, а также большое число взрослых, заменяющих собой мир сверстников. Отсутствие опыта общения со сверстниками осложняет реальные отношения с ними и способствует неуверенности в дальнейших контактах. Это усугубляется недостаточным влиянием отца, в силу разных причин не способного быть примером уверенного в себе и решительного поведения.
Устранить застенчивость труднее, чем предотвратить ее развитие. Последнее достигается щадящим режимом взаимодействия с детьми в первые годы жизни, включая ограничения посещения яслей и помещения в больницу без матери: положительным примером уверенности и гибкости родителей: непосредственным, эмоционально живым характером общения с детьми, расширением у них круга общения со сверстниками.
Пусть ребенок почаще общается с детьми младше его. Здесь у него будет возможность проявить себя, действовать с позиции авторитета. Уважение и восхищение младших придадут ему уверенность. Если он сам интуитивно выбирает себе окружение из младших детей, не надо ему препятствовать или задавать бестактные вопросы : "Почему ты все время играешь с малышами?"
"Пик" застенчивости приходится на процедуру знакомства с новыми людьми. И надо пользоваться именно этой ситуацией для того, чтобы привить ребенку социальные навыки и умения. Самое главное - не навешивать на ребенка "ярлык" застенчивого. Если внушить ему, что он действительно застенчив, исправить положение будет труднее.

Другие записи

10.06.2016. НЕВРОЗЫ
НЕВРОЗЫ - нервно-психические расстройства, проявляющиеся в нарушениях мироощущения и поведения при отсутствии органических изменений нервной системы. В современной психиатрии неврозы относят не к собственно психическим…
10.06.2016. НЕГАТИВИЗМ
НЕГАТИВИЗМ - лишенное разумных оснований сопротивление ребенка оказываемым на него воздействиям; форма протеста ребенка "против реально существующего или воспринимаемого как таковое неблагоприятного…
10.06.2016. НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ
НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ - группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного…
10.06.2016. НЕУСПЕВАЕМОСТЬ
НЕУСПЕВАЕМОСТЬ - отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой. Вопреки распространенному мнению неуспеваемость…
10.06.2016. ОБЩЕНИЕ
ОБЩЕНИЕ - взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, один из важнейших факторов психического…