Культурологические модели "регуляции" функции дыхания и некоторые перспективы психосоматики

Несмотря на то, что дыхательная система является наиболее психогенно зависимой (единый семантический корень душа-дыхание практически во всех языках - не случайное явление), несмотря на то, что дыхание имеет наивысший "индекс психосоматичности" (oб этом также свидетельствуют и нейрофизиологические аспекты регуляции дыхания как системы с наибольшей степенью цефализации и церебрализации) функция дыхания наименее изучена в психофизиологических исследованиях. Одна из причин такого игнорирования дыхания со стороны исследователей связана, по-видимому, и с тем, что дыхание в высшей степени индивидуализировано, плохо поддается единой унификации и формализации и существующая научная методология не "охватывала" ее в полной мере в процессе исследования. Частота дыхания - параметр, который приносит мало информации исследователям, учитывая его возможный произвольный контроль со стороны испытуемого. Даже возможности глубокого анализа динамики состава газов выдыхаемого воздуха и крови не вдохновляли на широкое применение дыхательных параметров в психофизиологических исследованиях. Дело еще больше осложнялось, когда стало ясно, что тип дыхания подвержен социо-культурным существенным воздействиям: мода на тот или иной тип дыхания ("грудь колесом" у мужчин, применение тугих корсетов, которые усиливaют грудное дыхание у женщин и т.д.). У части исследователей всегда было ощущение, что дыхание - функция значительно более многогранна, чем только реализация газового гомеостаза организма. В этом плане представляет интерес наблюдение П.П.Блонского (1), который считал, что дыхание лучше характеризует поведение человека, чем любые другие системы. Он говорил даже о "мимике легких"- сопении, вздохах, стонах, кашле, зевании, смехе, плаче - словом, того богатого арсенала мимики легких, который вместе с речью делает легкие безусловно выразительнейшим органом эмоциональной жизни" (1).
С функцией дыхания связаны не только указанные выше недостаточно исследованные моменты экспрессивной и невербальной речи. Имеется еще одна ситуация, которая помимо экспрессии и коммуникации играет существенную роль в формировании того внутреннего состояния человека, которое обобщенно можно назвать самочувствием. Феномен самочувствия по своей сути является многокомпонентным феноменом (2, 5), однако в рассматриваемом контексте важно выделить роль функции дыхания как некоего постулируемого биологического детерминанта в его (самочувствие) генезисе. Речь идет о тех ощущениях, связанных с дыхательной функцией, которые в ярком виде встречаются в клинике и которое получило название одышки и диспноэ.
Физиология дыхания, которая вобрала в себя все блестящие достижения современной биологии, биохимии, нейрофизиологии и других биологических дисциплин, а также успехи кибернетики, в настоящее время не в состоянии с указанных позиций объяснить возникновение феномена одышки особенно в тех случаях, когда организменных поломок нет (отсутствие патологии со стороны легочной и сердечно-сосудистой систем), а дискомфорт дыхания патологически персистирует и изматывает больных.. Та система знаний, связанная о подходами, разработанными физиологией дыхания, недостаточна либо неадекватна для решения указанной проблемы. Гомеостатические идеи явно несамодостаточны (2}. Ощущается необходимость поиска и введения дополнительного плана анализа для понимания феномена дыхания и его проявлений. В атом плане интересно высказывание E.Strass (7), который утверждает, что ": ни физиология, ни психология не может понять феномен дыхания в его целостности. Дыхание имеет другой контекст, чем только план экспериментальной работы". Далее автор утверждает, что в попытке систематизации и ранжирования базисных опытов, связанных с дыханием - все это "может лучше всего быть описано с позиции категории "свободы и отчаяния" или "силы и слабости" (7).
Неожиданное введение подобного плана анализа, несмотря на возможную спорность самих выбранных E. Strass категорий, имеет несомненные эвристические черты. По крайней мере, показано отчетливое осознавание автором ограниченности организмоцентрической (гомеостатичеcкой) модели в объяснении различных феноменов дыхания. Помимо обозначенной нами связи дыхания с невербальным планом общения (к этому вопросу мы вернемся ниже), а также связи дыхания с внутренним миром человека ("Мы чувствуем себя так, как мы дышим" - утверждает П.П.Блонский (1) и ему трудно отказать в справедливости такого наблюдения) существует еще одна область, где дыхание является базисным феноменом. Это речевая деятельность. Дыхание и речь - старая проблема и особенно в прикладных аспектах риторики, ораторского мастерства, техники постановки голоса и т.д. Мы попытаемся рассмотреть связь этих двух феноменов с позиции столкновения различных реальностей. А.Н.Леонтьев подчеркивал, что в процессе речепроизводства человек объединяет несколько начал, уровней, а именно уровни биологический, психологический и социальный (4). Конкретизируя это положение, следует выделить в контексте нашей проблематики два момента.
* Первый - это тот факт, что система дыхания, реализуя природный ритм дыхания (вдох-выдох), призванный с биологической точки зрения обеспечить дыхательный гомеостаз, который сложнейшим образом организован, одновременно служит основой порождения речи, а выдыхаемый воздух составляет "сырой материал речи".
* Второй аспект интересен тем, что вся сложная система "дыхание-речепроизводство" регулируется языковым "сценарием", составленным по законам культуры, т.е. по законам смысловой организации текста. Именно следование законам текста и подчинение им выводит систему дыхания в процессах речевой деятельности на совершенно другой уровень регуляции. Ситуация в этом случае необычная и в определенном смысле достаточно уникальная: висцеральная система (дыхание) оказывается "выведенной" наружу и одновременно функционирует по иным, чем организменным законам, по законам смысла и значения, по законам текста, по законам, в конечном итоге, культурной детерминанты. Этот факт требует всегда учета для того, чтобы реализовать полноценное "прочтение" феномена дыхания.
Особенно ярко проблема дыхания выступает при попытках понять причины и механизмы развития одного из часто встречающихся функционального расстройства дыхательной деятельности, каким является; гипервентиляционный синдром, который проявляется в избыточном усиленном дыхании (неадекватно уровню метаболизма в организме), нарушении рисунка (паттерна) дыхания и сопровождающийся многочисленными психологическими, вегетативно- висцеральными, мышечно-тоническими и другими нарушениями (3). Традиционная точка зрения на генез данного синдрома связывает появление указанной патологии со стрессами, возникновением тревожно-фобических и других эмоциональных нарушений. Неожиданно в указанном контексте представление Lum (6), которое противоречило устоявшимся взглядам на психогенную природу гипервентиляционного синдрома. Lum ищет корни в иной реальности. Он утверждает, что из существующих вариантов дыхания (грудное, брюшное, сочетанное) мужчины и женщины Запада обучаются с самого раннего детства избыточно дышать грудью, недостаточно используя брюшной тип дыхания. У мужчин это связано с занятиями физкультурой в школе и с армейской службой, которая во всем способствует закреплению навыка грудного варианта дыхания. В последующем выпячивание груди вперед - формирование инспираторного положения грудной клетки становится не только делом привычки, но приобретает определенное символическое значение, а именно - является символом мужественности, одновременно формируя некий многозначный контекст и ассоциации как с позой гвардейца, так и с образом сердитой обезьяны (6). Женский вариант грудного дыхания носит иной культуральный смысл. Преувеличенное грудное дыхание служит нескольким целям. Это и привлечение внимания к груди для сексуального успеха, это одновременно эквивалент фрагмента сексуального поведения с соответствующим вегетативным сопровождением, это и следование определенным клише и стереотипам типа голивудского "полногрудой блондинки", это и символ эмоциональной активации и возбуждения в отличие от спокойного брюшного дыхания.
Все указанные культурально детерминированные стереотипы являются согласно концепции, одной из главных причин появления у людей, особенно в ситуациях напряжения, конфликтов и т.д. гипервентиляционного синдрома.
Указанная концепция нам представляется интересной с нескольких точек зрения. Так, для изучения достаточно отчетливого медико-биологического феномена, каким является гипервентиляционный синдром был применен иной, чем сугубо организмо-центрический способ анализа, а именно культурологический анализ, который разрешил и ответил на ряд вопросов, нерешаемых в плоскости биологического или даже психофизиологического плана. Кроме того ряд фактов социокультурной природы получает в данной концепции статус патогенетического принципа объяснения, что несомненно является новым шагом вперед. И, наконец, подчеркивается важный момент, а именно момент обучаемости, что открывает новые возможности терапии - через обучение, воспитание и перевоспитание дыхания, поведения и т.д.
Проведенный нами анализ функции дыхания и его нарушений и подчеркивание роли культурного контекста позволяет выделить три аспекта связи дыхания со следующими ситуациями.
1. Дыхание как внешний, экспрессивный, коммуникативный процесс, связанный с системой культурных стереотипов, включенные в контексте ряда символов в той или иной культурной традиции.
2. Дыхание как система, которая играет существенную роль в генезе многочисленных психологических и соматических феноменов, особенно при нарушении регуляторного баланса системы, и определяющая во многом самочувствие человека.
З. Дыхание как система, которая обеспечивает помимо газового гомеостаза организма также и механизмы речепроизводства. При этом ее функционирование непротиворечиво и гармонично связано с двумя типами программ: биологически - гомеостатической и социо-культурной.
Конечно, в любой функции организма возможно вычленение вклада различных детерминант - биологической, психологической, социальной. Однако трудно найти подобную функцию, где взаимосвязь различных реальностей столь тесна, столь взаимозависима и столь ярка, как в системе дыхания.
Главная идея, которую мы хотим подчеркнуть в данной работе, заключается в том, что, будучи тесно связана с такими феноменами, как невербальные коммуникации, вербальные коммуникации (речь) и самочувствие - система дыхания влияет на указанные феномены и одновременно находится под их влиянием. Другими словами, обозначенные ситуации в определенном смысле выводят систему дыхания на иной уровень регуляции и выступают по отношению к ней в качестве внешних культурологических регуляторов. Данный вывод позволяет объяснить столь высокую "непопулярность" дыхания в проблематике психофизиологических исследований; при таком рассмотрении становится самоочевидной необходимость иных трактовок таких проблем, как одышка, патогенез гипервентиляционного синдрома и т.д.
Однако самым важным, на наш взгляд, является то, что на модели дыхания возможно построение иного, а именно культурологического подхода к тем феноменам медицинской практики, которые входят в область психосоматических исследований. Ведь для того, чтобы выйти за рамки организмо-центрической модели медицины, необходим поиск конкретных механизмов связи области "систем значений" культуры в конкретных соматических реакций. В такой постановке выявление конкретных "культурологических регуляторов" организменных функций нам кажется перспективным подходом. В данном конкретном случае важно подчеркнуть, что система дыхания находится в теснейшей связи с многочисленными системами организма, с метаболическими процессами, поэтому режим ее функционирования может существенно влиять на параметры и состояние работы организма. Дыхание здесь выступает своеобразным модулятором, который задает программу функционирования той или иной системы организма, одновременно само подчиняясь социокультурным детерминантам. Поиск подобных "регуляторов" и для других систем организма и последующая их психофизиологическая и культурологическая детализация и конкретизация нам представляется перспективной задачей.
Литература
1. Блонский П.П. Избранные психологические произведения.- М.: Просвещение, 1964.
2. Бреслав И.С. Восприятие дыхания и природа одышки. Успехи физиологических наук. 1988, т. 19, 1, с. 24-39.
3. Вейн А.М., Молдовану И.В. Нейрогенная гипервентиляция. Кишинев, 1988.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
5. Молдовану И.В. Феномен самочувствия. 1989. В печать.
6.Lum L.S. The Syndrome of habitnal chronic hyperventilation. In: Modern Trends In Psycho omatic Medicine. Ed. 0.W. Hill, London,1976, p.196-230.
7.Stranss E. The Sigh. In: Phenomenology Psychology.Basic Books Inc., N.Y., 1966, p. 234-251.

Другие записи

10.06.2016. O психологической природе алекситимии
В истории развития психосоматических исследований одно из центральных направлений представлено поиском особого психического качества психосоматической специфичности, являющейся фактором, предрасполагающим…
10.06.2016. Атипичные боли в левой половине грудной клетки как проявление психосоматической патологии
Боли в левой половине грудной клетки или иные ощущения дискомфорта в этой области является одной из наиболее частых жалоб, которые заставляют пациента обращаться за врачебной помощью. Эти ощущения больные…
10.06.2016. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: обобщение и сравнительный анализ существующих подходов
Анализ используемых в телесно- ориентированной психотерапии и психотехнике методов показывает, что основные причины, заставлявшие психологов-практиков, психотерапевтов обращаться к данным методам, могут…