Понятие враждебности. Основные направления и методы исследования враждебности

МГУ им. М.В. Ломоносова
Ключевые слова: психология, медицинская и клиническая психология, диагностика враждебности.

В мировой литературе термин "враждебность" не получил фиксированного определения и до настоящего времени трактуется различными авторами по-разному. В работах, посвященных обсуждаемой проблеме, его, как правило, употребляют наряду с двумя другими, по значению тесно связанными с ним: агрессия и гнев.

Некоторые авторы ставят в соответствие понятиям враждебности, гнева и агрессии три аспекта психических явлений: когнитивный, эмоциональный и поведенческий соответственно (Buss, 1961; Barefoot, 1992). Другие, напротив, не проводят жестких границ между тремя компонентами и рассматривают враждебность как устойчивую комплексную личностную черту, подразумевающую девальвацию мотивов и личностных качеств других людей, ощущение себя в оппозиции к окружающим и желание им зла (активное или пассивное) (Chaplin, 1982; Smith, 1992; Elizur, 1949). Во многих работах, посвященных проблеме исследования враждебности используется деление на проявляемую и переживаемую враждебность (Musante et al., 1989; Costa et al., 1989).

Наиболее полным и точным нам представляется определение Barefoot. По Barefoot, враждебность - антагонистическое отношение к людям, включающее когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Аффективный компонент включает ряд взаимосвязанных эмоций, включая гнев, раздражение, обиду, негодование, отвращение и т. п. Когнитивный компонент включает негативные убеждения в отношении человеческой природы в целом (цинизм) и убеждения в недоброжелательности других людей по отношению к самому субъекту (враждебные атрибуции, недоверие). Наконец, поведенческий компонент включает разнообразные формы проявления враждебности в поведении, часто скрытые,- агрессию, негативизм, нежелание сотрудничать, избегание общения и т. д. Все три компонента враждебности, по мнению Barefoot, необходимо изучать отдельно - из тех соображений, что они связаны с психическим и физическим здоровьем посредством принципиально различных механизмов (Smith, 1994). Данное определение охватывает как устойчивую, так называемую личностную враждебность, так и разнообразные ситуативные комплексы враждебных установок или предиспозиций по отношению к конкретным людям в конкретных условиях.

Таким образом, в дальнейшем будет использовано следующее определение понятия враждебность: враждебность - негативное, оппозиционное отношение к окружающему миру (в первую очередь к людям) преимущественно когнитивного характера, подразумевающее наличие негативных эмоций и поведенческих проявлений в виде агрессии, негативизма, аутизации и т. д.

Наиболее активно враждебность стали исследовать в 80е годы, когда была обнаружена ее связь с физическим здоровьем. В настоящее время мы видим три основных направления прикладных исследований враждебности: изучение поведенческих проявлений враждебности (в частности, прогнозирование агрессии), изучение влияния враждебности на физическое здоровье (психологические факторы бронхиальной астмы, сердечно-сосудистой патологии и др.), изучение враждебности в рамках различных психических расстройств.

Методы измерения враждебности можно разделить на три основные группы: опросники, в основе которых лежат данные самоотчета (шкала Ho-MMPI, опросник Басса-Дарки); экспертные оценки поведения испытуемого в рамках наблюдения или стандартизованного интервью (Matthews, Glass, Rosenman & Bortner, 1977; Dembroski & Costa, 1987; Haney, Maynard & Houseworth, 1996); проективные тесты, часть из которых создана специально для измерения агрессии, гнева и враждебности, другая же часть - это более универсальные методики, в которых враждебность является лишь одним из множества измеряемых параметров (ТАТ, тест Роршаха, тест рисуночной фрустрации Розенцвейга, тест руки, РНЖ, методика незаконченных предложений и др.). Каждая группа характеризуется своими преимуществами и недостатками в плане достоверности, экономичности и удобства в применении. Очевидно, следует сочетать несколько различных методик в соответствии с целями и условиями проведения исследования (уровень осознанности переживаемой враждебности, возможность влияния фактора социальной желательности, характеристики работоспособности испытуемого и т. п.).

Нам представляется интересным рассмотрение враждебности в рамках представлений о картине мира человека, активно разрабатываемых, в различных психологических школах (Bowlby, 1969; Epstein, 1973; Marris, 1975; Markus, 1977; Janoff-Bulman, 1989). Согласно этим теориям, в процессе накопления субъективного опыта у человека постепенно формируется внутренний мир его представлений об окружающей действительности, о себе и других людях. Враждебность, таким образом, может быть одной из базовых характеристик объектов такого субъективного мира. Представления об окружающем мире как о враждебном формируются с первых дней жизни ребенка под влиянием целого ряда факторов, среди которых наследственные, семейные, социальные. Помимо этого, они могут сформироваться уже в зрелом возрасте вследствие психической травмы, когда картина мира претерпевает катастрофические изменения (Stewart & Poston: Catastrophe theory and its applications, 1978). Наряду с враждебностью следует учитывать ряд взаимосвязанных характеристик субъективного мира представлений, таких как: справедливость, контролируемость, предсказуемость и др. Взаимодействие всех этих характеристик дает нам весь спектр поведенческих проявлений так называемой "враждебной картины мира", моделями которых могут служить высокая агрессивность, заболевания психосоматического круга, избегание социальных контактов, депрессия, ПТСР и др.

В связи с изучением враждебной картины мира был создан опросник из 94 пунктов, среди которых утверждения относительно доброжелательности внешнего мира и окружающих людей, принципов распределения "хорошего" и "плохого" среди людей (предсказуемость, контролируемость, справедливость), а также относительно личностных качеств самого испытуемого. В основу подбора пунктов был положен список вопросов, разработанный в 1989 году Janoff-Bulman для изучения картины мира у больных ПТСР. Исследование, проведенное при помощи данного опросника и трех других методик (тест Роршаха по системе Экснера, опросник Басса-Дарки, тест УСК) на двух контрольных группах испытуемых - a) больные бронхиальной астмой; b) высоко агрессивные преступники (убийцы, насильники) -, показало возможность выделения специфичных для данных групп и отличных от нормы типов враждебности.

Другие записи

10.06.2016. Воспитание эмоций
Сегодня средства массовой информации ежедневно сообщают нам о катастрофах, стихийных бедствиях, переворотах, эпидемиях, войнах. Все это происходило в обществе и раньше: и в глубокой древности, и в средневековье,…
10.06.2016. Диагностика личностных изменений в процессе групповой психотерапии
Украинский государственный педагогический университет им. М.П.Драгомонова Ключевые слова:психология, медицинская и клиническая психология, личность, психотерапия, Я-концепция. Целью исследования было…
10.06.2016. ЕСТЬ ТАКАЯ НАУКА - ДЕРМАТОГЛИФИКА
Автор этой статьи - Николай Николаевич Богданов - врач-психиатр, старший научный сотрудник лаборатории экспериментальной патологии и терапии Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии Российской…
10.06.2016. ЗАМЕТКИ О НАШЕМ ПОВЕДЕНИИ. КУМИРЫ И ЛИДЕРЫ
Велик тот, кто подает великий пример. В. Гюго Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе. Козьма Прутков "Нет никакого сомнения, - пишет Иван Петрович Павлов, - что…
10.06.2016. Особенности психологического возраста и возрастной идентичности у лиц с аномальным сексуальным поведением
МГУ им. М.В. Ломоносова Ключевые слова: психология, медицинская и клиническая психология, психиатрия, возрастная идентичность, аномальное сексуальное поведение. Интерес к проблеме половых преступлений,…