Ранний детский аутизм

Сургутский государственный университет
Ключевые слова: психология, медицинская и клиническая психология, психиатрия, аутизм.

В нашем докладе мы предлагаем рассмотреть проблему раннего детского аутизма. Аутизм может проявляться не только в рамках шизофрении, но и как отдельное, самостоятельное нарушение психического развития. Детский аутизм, не входящий в спектр шизофренической симптоматики, характеризуется нарушениями всех сфер психики - сенсомоторной, перцептивной, познавательной, речевой и эмоциональной, также ярко выражены нарушения в сфере социального взаимодействия с окружающими.

Согласно МКБ-10 среди нарушений психологического развития выделен детский (типичный) аутизм и атипичный аутизм. Симптоматика детского аутизма проявляется в возрасте до трех лет, тогда как признаки психических нарушений при атипичном аутизме наблюдаются после трех лет.

Этиология и патогенез раннего детского аутизма неясны. В качестве объяснений выдвигались различного рода гипотезы, среди которых можно выделить основные предположения, первое из которых было сформулировано Л. Каннером и в некоторых источниках звучит как "теория эмоциональной холодности родителей". Значимость недостаточно насыщенного аффективно-эмоционального общения матери и ребенка в этиологии столь глубокого психического нарушения как аутизм весьма спорна, однако, данная теория рассматривается некоторыми, главным образом, психоаналитическими школами. Некоторые исследователи считают аутистические проявления обусловленными наследственностью, но подобное возлагание всей ответственности на отягощенную наследственность кажется нам некорректным, хотя, конечно, влияния ее мы не отрицаем. На сегодняшний день, пожалуй, более целесообразно предположить связь аутизма с органическими поражениями ЦНС.

В связи с проблемой аутизма актуальны вопросы диагностики данного нарушения, симптоматика которого имеет сходство с другими нарушениями нервно-психического развития. Детям с ранним детским аутизмом в первые 2-3 года жизни возможна постановка ошибочного диагноза, поэтому необходима четкая дифференциация РДА и других заболеваний, имеющих аналогичные внешние проявления.

В нашем распоряжении имеются результаты коррекционной работы с ребенком, имеющим диагноз РДА. В первую очередь это продуктивная совместная деятельность: рисование, лепка, конструктивная деятельность; игра, соответствующая возможностям нашего подопечного, и работа, направленная на формирование и развитие речи.

Работа с аутичными детьми должна производиться при целенаправленном продуктивном сотрудничестве психиатров, родителей ребенка, адекватно оценивающих его состояние и возможности, и психологов, чьей задачей является создание коррекционной программы, учитывающей индивидуальные особенности ребенка.

Другие записи

10.06.2016. Понятие враждебности. Основные направления и методы исследования враждебности
МГУ им. М.В. Ломоносова Ключевые слова: психология, медицинская и клиническая психология, диагностика враждебности. В мировой литературе термин "враждебность" не получил фиксированного определения…
10.06.2016. Рассказ как метод патопсихологического исследования
Сургутский государственный университет Ключевые слова: психология, медицинская и клиническая психология, дигностика. В настоящее время в психологии разработан большой арсенал методик, направленных…
10.06.2016. Тактики психотерапии пациентов с расщепленным образом Я
МГУ им. М.В. Ломоносова Ключевые слова: психология, медицинская и клиническая психология, образ Я, психотерапия. Большинство психодинамически ориентированных психотерапевтов считают расщепление…
10.06.2016. Теоретические и экспериментальные исследования. Феноменолония эмоциональных явлений
Эмоции, рассматривавшиеся старой психологией как наиболее сущностное человеческое проявление, за последние годы относительно редко становятся темой психологических исследований. Это еще более очевидно…
10.06.2016. ТОПОЛОГИЯ СУБЪЕКТА (ОПЫТ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Границы "Я" или "зонд" сознания       Феномен тела "Культурное" тело Конверсия как патология "культурного" тела "Отчуждение" как деструкция топологии субъекта" Проблема…